Posted 25 мая 2008, 20:00
Published 25 мая 2008, 20:00
Modified 8 марта 2024, 08:17
Updated 8 марта 2024, 08:17
На продажу транспортных средств (автомобилей, мотоциклов), а также бензина к ним, приходится самая большая доля в обороте российской торговли розничными товарами – 44%. На втором месте товары для организации отдыха и культурных мероприятий (28%). В эту категорию включаются фотоаппараты, видео- и аудиотехника, музыкальные инструменты, газеты, книги, товары для отдыха, садоводства, а также домашние животные. Затем идут предметы домашнего обихода и бытовая техника (20%), товары для ремонта (5%), «ювелирка» и часы (2,4%), а замыкают список телефоны (1,3%). Эти данные приводит заместитель директора департамента государственного регулирования внутренней торговли Минэкономразвития Надежда Кузнецова.
Между тем число розничных рынков продолжает снижаться. Если в начале 2005 года их было 6444, то в начале 2008-го уже 3899, а к марту количество всевозможных базаров уменьшилось еще на 61. Однако опрос РОМИРа показывает, что ситуация с рынками непростая. Повседневные покупки там делают лишь 16% россиян, то есть примерно столько же, сколько в супермаркетах и палатках. Это намного меньше показателя лидера повседневных покупок – несетевого продмага (53%). Зато отовариваться на длительный срок россияне по-прежнему предпочитают на рынках (37%) и только во вторую очередь в продовольственных магазинах (30%).
За первый квартал нынешнего года цены на продовольственные товары возросли на 5,7%, а на непродовольственные – на 2,0%. Видимо, поэтому россияне стали покупать меньше еды. Во всяком случае, оборот торговли продовольствием вырос за это же время на 10,4%, а непродовольственными товарами – на 22,1%. Доля импорта в розничной торговле увеличилась с 43% в 2004 году до 47% в 2007-м. Эту статистику МЭР обнародовал не просто так, а чтобы составить впечатление о проблемах этой сферы, которые призван решить в том числе готовящийся закон о госрегулировании розницы. Одна из принципиальных целей законопроекта – осложнение жизни крупным торговым сетям. По замыслу чиновников, это должно помочь развиваться малому бизнесу в сфере торговли, и тем самым снизить цены. Ведь в Минсельхозе считают, что именно крупные сети отвергают российскую сельхозпродукцию, предпочитая импортную. С другой стороны, ранее просочившиеся в СМИ варианты закона оставляли правительству широкие полномочия по регулированию цен на социально значимые товары.
«Насколько неэффективна заморозка цен, мы уже убедились в октябре–апреле. Давление на крупные торговые сети только ухудшит ситуацию с ценами, поскольку в России явный недостаток современных торговых форматов. Практика показывает: там, где доля крупных сетей больше, цены растут медленнее, поскольку большим торговым фирмам с большими складами проще устанавливать минимальную наценку, чем малому бизнесу, не имеющему таких возможностей», – заявил «НИ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
В России аномально высока доля малого бизнеса в торговле по сравнению с развитыми странами, уверен эксперт. По его мнению, малый бизнес просто не сможет составить конкуренцию крупным сетям, и единственное, к чему приведет принятие законопроекта – замедление открытия современных заведений торговли и усиление чиновничьего вмешательства. Реальные проблемы отрасли закон или не решает (нехватка дорог, электроэнергии, недостаток рабочих), или усугубляет (административных барьеров станет еще больше). В том, насколько «эффективно» чиновники смогут спланировать количество торговых точек разных типов, нужных россиянину, тоже можно быть уверенным. Сейчас они планируют открытие детских садов, имея всю необходимую статистику, и тем не менее очередь в детсад составляет 4 года, приводит пример г-н Янин.