Posted 20 мая 2008, 15:43
Published 20 мая 2008, 15:43
Modified 8 марта 2024, 08:19
Updated 8 марта 2024, 08:19
Сегодня в Верховном суде Северной Осетии продолжился громкий судебный процесс по обвинению Руслана Гатагажева и трех его сообщников, обвиняемых в похищении 40 человек и убийстве 11 заложников.
Руслан Гатагажев и его подельники - Джамалейл Кортоев, Белан и Мусса Даурбековы обвиняются в похищениях людей и убийствах людей, которые они совершали в составе устойчивой преступной группировки, созданной в 1997 году в Малгобеке (Ингушетия). В течение пяти лет члены ОПГ совершили 38 похищений жителей соседних Северной Осетии и Кабардино-Балкарии, 11 из которых были убиты из-за того, что их родственники не смогли заплатить преступникам выкуп. Съемки с казнями они цинично подбрасывали родственникам. За каждого похищенного преступники требовали в среднем по 70 тыс. долларов. После того, как большинство членов бандгруппы были арестованы, 31-летнему Гатагажеву долгое время удавалось скрываться в Москве по поддельным документам. Но в ноябре прошлого года он все же был взят под стражу московским УБОПом.
20 мая участники судебного процесса изучали обстоятельства двух эпизодов уголовного дела. Свидетельские показания давал сотрудник ФСБ Асланбек Ваниев, который рассказал об обстоятельствах своего похищения. 26 апреля 2000 года он вместе со своей знакомой Мариной Павленко находился в лесистой зоне на окраине Владикавказа. Нападение вооруженных людей было неожиданным для них, поэтому Ваниев не успел воспользоваться запрятанным в служебной автомашине табельным оружием. Чтобы подавить сопротивление сотрудника ФСБ, похитители несколько раз ударили его прикладом автомата по голове, а затем посадили в свою машину. Доехав до противоположной окраины Владикавказа, преступники велели Ваниеву и Павленко выйти из машины и по полям погнали в сторону Ингушетии. Похитители постоянно перевозили заложников с одного места на другое.
Когда председательствующий на суде спросил у потерпевшего, узнает ли он кого-нибудь из подсудимых, Аслан Ваниев сразу же указал на Джамалейла Костоева, который, по его словам, постоянно бил его палкой по голове. Когда преступники общались со своими заложниками, они постоянно были в черных масках. Но один раз Костоев все же позабыл надеть маску, и это позволило Ваниеву впоследствии опознать его.
Кроме того, Ваниев узнал и лидера бандгруппы Гатагажева по пигментным пятнам на руках. В свою очередь, Марина Павленко узнала Гатагажева по шраму на спине.
Ваниев и Павленко были освобождены в ходе спецоперации ингушского УБОПа.
После этого суд допрашивал потерпевшую Валентину Керекову, жительницу Терекского района Кабардино-Балкарии. Когда судья Абоев предложил посмотреть на подсудимых, женщина сильно занервничала. Валентина Керекова указала на Билана Даурбекова и Руслана Гатагажева, которые участвовали в похищении ее мужа Виктора Керекова 2 ноября 1999 года. На следующий день похитители позвонили ей и велели собирать деньги для выкупа. Мужчину освободили 8 марта 2000 года. Домой он вернулся полностью изнеможенным и весил всего 25 кг. После этого у Виктора Керекова, перенесшего три инсульта, подорвалось здоровье. Когда женщина закончила давать показания, находившаяся в зале сестра Виктора Керекова вскочила с места и крикнула в сторону подсудимых: «Их надо убить!».
В рамках уголовного дела суду предстоит допросить 43 потерпевших и 47 свидетелей.
Вадим Тохсыров, Владикавказ