77-летняя поэтесса продолжала работать до конца своих дней: писала книги, входила в жюри литературных фестивалей, а с конца 1990-х годов была первым секретарем Союза писателей Москвы.
В большую литературу Римма Казакова пришла в конце 1950-х годов, когда в Хабаровске вышел ее первый сборник «Встретимся на Востоке». Там, на Дальнем Востоке, поэтесса жила семь лет после окончания исторического факультета Ленинградского университета. В начале 1960-х переехала в Москву. Она одна из немногих женщин, входивших в число поэтов-шестидесятников.
Римма Казакова никогда не считалась поэтом-песенником, хотя многие ее стихи были положены на музыку, что неудивительно: поэзия Казаковой всегда отличалась особой легкостью. Это видно в таких хитах, как «Мадонна», «Ненаглядный мой», «Ты меня любишь» ...
В 1976 году она стала секретарем правления Союза писателей СССР, что позволило ей претворить в жизнь ряд давних идей. С той поры Римма Федоровна стала организатором повсеместных Пушкинских праздников поэзии, проводила Дни литературы разных народов, способствовала возрождению поэтических вечеров в Политехническом музее...
«Зачем выживать? Надо жить» В конце апреля поэтесса дала интервью «Новым Известиям». Его неопубликованные фрагменты сегодня мы предлагаем нашим читателям. – Говорят, что молодые поэты могут издавать книги только за свой счет. – Не только молодые. Все. – И даже вы? – Несколько лет издавала книги благодаря спонсорам… Государство почему-то в стороне. Такого тотального равнодушия к культуре раньше, конечно, не было. А что ждет молодых поэтов? Их книжки печатают мало, а если печатают, то платят копейки. И вообще всячески убеждают, что поэт – это не профессия, это – хобби. А я считаю, что писать стихи – дело жизни. Но сначала надо доказать обществу, что ты полезен для него. Путь этот труден. Поэтому им идут немногие. – Что помогало вам удержаться на таком пути? – Вы знаете, я не очень-то верю в высшие силы, но иногда мне приходит в голову мысль, что у поэта есть особое предназначение и что эти силы помогают. ...Плохо, что поэзию отстранили от участия в гражданском процессе. Поэт первым заметит то, что еще никто не может увидеть. – Москва – удобный город для поэта? – Ну а где жить? Провинция имеет свои достоинства и свои огромные недостатки. Поэту нужна среда, нужна тусовка себе подобных. Москва – это центр коммуникаций, здесь можно многое сделать не только для себя, но и для того, чем занимаешься. – Может ли выживать в нынешнем мире талантливый, но скромный человек? – Зачем выживать? Надо жить. А что касается материальных сложностей, то я дитя войны. Так, как мы жили тогда, никогда уже мы жить не будем. И на хлеб, даже с маслом, у каждого хватит. Записала Веста БОРОВИКОВА |