Англомания времен англофобии

20 мая 2008, 00:00
Англомания времен англофобии

Нынешний май для России в полной мере оправдывает историческую репутацию месяца выдающихся побед и радостных переживаний. Идет ли речь о войне, или о спорте, победа – это всегда триумф воли (не путать с одноименным фильмом знаменитой Лени Рифеншталь, запечатлевшей триумф другой воли – злонамеренной). И это всегда сказывается на внутренней динамике жизни страны-победительницы, уверовавшей в собственную волю. Перед ней как бы открываются два пути. Первый – использовать победу для окончательного укоренения нагловатого чувства собственного превосходства, особенно если это чувство выглядит справедливой компенсацией за хроническое самоощущение собственной неполноценности. Второй путь – напротив, стать позитивнее и миролюбивее, всех простить и помиловать, ибо сильный – значит, добрый и великодушный.

В этом смысле было бы крайне недальновидно и легкомысленно оценивать феерические «золотые» победы «Зенита» в Кубке УЕФА и хоккейной сборной России на чемпионате мира сугубо как победы спортивные. Слишком велики их международный резонанс и морально-нравственный импульс. Они способны вызвать в нашем государстве и обществе еще большее «головокружение от успехов», отказ от желания что-либо менять, ибо победы, мол, и есть результат правильности курса. Но они же вполне способны, пробив бреши в российской византийской традиции, стать благотворной питательной средой для формирования принципиально новой политики – той самой, что именуется «оттепелью». Что-то неуловимое носится в сегодняшнем майском воздухе, дающее надежду на то, что государство Российское, умиротворенное спокойной и благополучной передачей власти (опять же в мае) изберет второй путь. Причем наиболее рельефно оттенки «разумного, доброго, вечного» проявляются во внешнеполитической сфере.

Российско-британские отношения – один из наиболее болезненных пунктов во внешнеполитической повестке дня. Однако сегодня Москва дает понять, что настроена на нормализацию отношений с Великобританией независимо от дальнейшего хода расследования так называемого «дела Литвиненко». И, несмотря на «заморозку» официальных контактов с Британией, не намерена препятствовать каким-либо иным – деловым, культурным, спортивным…

В самом центре Москвы журнал Season»s при поддержке посольства Великобритании проводит гламурно-просветительский фестиваль под названием «Англомания», являющийся фактически гимном британскому вкусу и образу жизни. В то же самое время 42 тысячи подданных Ее Величества первыми среди граждан –стран ЕС получили право безвизового въезда – пусть всего на несколько дней – на территорию России. Ясно, что решение на этот счет было принято на высшем политическом уровне в Кремле.

Болельщики «Манчестер Юнайтед» и «Челси», прибывшие на финальный матч Лиги чемпионов в Москву, оказались с точки зрения свободы передвижения более удачливыми, нежели болельщики «Зенита», ездившие на Британские острова на матч с «Глазго Рейнджерс». Форин офис отказал петербуржцам в каких-либо визовых поблажках, хотя ответный жест доброй воли со стороны Лондона напрашивался сам собой. Вопреки надеждам нашей ФСБ, вряд ли дождется Россия и каких-либо извинений из Лондона за «необоснованные обвинения» российских спецслужб» в причастности к отравлению Александра Литвиненко. Но и это, уверен, никак не скажется на позитивной атмосфере июньского экономического форума в Санкт-Петербурге с участием Дмитрия Медведева и главного редактора британской «Файнэншл таймс» Лайонела Барбера как модератора дискуссии.

Столь же очевидное разграничение «большой политики» и «малых дел» наблюдается и на Кавказе. Конечно, в российском мессидже Михаилу Саакашвили изначально просматривался определенный цинизм; мол, все претензии не столько к вам, сколько к Америке, спровоцировавшей скандал с независимостью Косово, пусть она теперь и выправляет ситуацию. Но на того же Саакашвили явно произвело впечатление стремление Москвы не навредить постепенно восстанавливающимся общечеловеческим контактам между Россией и Грузией. Кто-то скажет, что это политика «кнута» и «пряника» в классическом виде. Но почему в таком случае именно сейчас стороны конфликта максимально приблизились к достижению промежуточного соглашения, а многосторонние политические переговоры, в том числе с участием США, наконец, дали результат. Не повеяло ли и здесь майским теплом и новыми временами?

Наконец, в последние несколько недель налицо серьезные позитивные сдвиги и в российско-американских отношениях. В них фактически перестал быть раздражающим фактором Иран: Москва поддержала в ООН санкции в отношении Ирана и неожиданно приостановила поставки ядерного топлива для АЭС в Бушере. Тем временем в Москве было подписано очень серьезное соглашение о сотрудничестве России и США в области мирного атома. Очевидно, что после президентских выборов в России снизился накал взаимной риторики и по вопросу о ПРО в Европе. Стоило нам отказаться от лобовых пропагандистских атак, как американцы тут же получили прекрасную возможность убедиться: поляков больше интересует не «ракетный щит» от Ирана, а возможность перевооружить свою армию за американский счет. При этом цену сделки Варшава и Вашингтон трактуют в несопоставимо разных долларовых величинах.

Возможно, ощущение майской оттепели преждевременно, а на самом деле страна вступила в период соперничества двух внешнеполитических доктрин: господствовавшей в последние годы и исходящей из того, что национальные интересы возрождающейся России входят в системное противоречие с интересами Запада, и робко встающей на ноги новой: нет, совсем не обязательно. Тогда давайте для начала пожелаем нашим футболистам успешного выступления на Евро-2008. Еще одна толика спортивного позитива явно поспособствует победе политических «новичков».

Автор – журналист-международник

#В мире #Новости #Европа - Россия
Подпишитесь