Posted 19 мая 2008, 13:29

Published 19 мая 2008, 13:29

Modified 8 марта, 08:20

Updated 8 марта, 08:20

Последнее интервью Риммы Казаковой: «Зачем выживать? Надо жить!»

19 мая 2008, 13:29
Последнее интервью Риммы Казаковой: «Зачем выживать? Надо жить!»

Сегодня днем в Подмосковье скончалась известная поэтесса, первый секретарь Союза писателей Москвы Римма Казакова, сообщили в Союзе писателей столицы.

Смерть наступила около 13:00, в последние дни Казакова находилась в подмосковном санатории, расположенном в Одинцовском районе в поселке Перхушково. Римма Федоровна скончалась внезапно, рассказали в Союзе писателей. Там отметили, что по предварительной информации, причиной смерти поэтессы стал оторвавшийся тромб.

Римма Казакова родилась 27 января 1932 года в Севастополе, в семье военного. Раннее детство провела в Белоруссии, школьные годы прошли в Ленинграде. В 1954 году окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета и по распределению уехала на Дальний Восток. Работала лектором, преподавателем, редактором студии кинохроники в Хабаровске. Там же в 1958 году вышел первый сборник ее стихов «Встретимся на Востоке». В 1964 году окончила Высшие литературные курсы при Союзе писателей. Была одной из самых ярких звезд плеяды поэтов-шестидесятников, собиравших тысячные залы в Политехническом музее. Занималась переводами с многих языков народов СССР, стран ближнего и дальнего зарубежья. Песни Александры Пахмутовой, Владимира Шаинского, Игоря Крутого на стихи Казаковой исполняли Анна Герман, Евгений Мартынов, Александр Серов, Ирина Аллегрова, Алла Пугачева, Лев Лещенко, Филипп Киркоров, Маша Распутина и другие популярные исполнители. В 1976–1981 годах — секретарь правления Союза писателей СССР. С 1999 года — первый секретарь Союза писателей Москвы.



«Новые Известия» предлагают вашему вниманию ранее не публиковавшиеся фрагменты одного из последних интервью Риммы Казаковой.

— Можно ли жить с большой душой в сегодняшнем мире, где законы выживания исключают подобные качества в человеке?

— Зачем выживать? Надо жить. А что касается материальных сложностей, то я дитя войны. Так, как мы жили тогда, никогда уже мы жить не будем. И на хлеб, даже с маслом, у каждого хватит.

— Во времена вашей молодости театры были полными?

— Причем здесь театры? Такого тотального равнодушия к культуре, конечно, не было. Когда я была молодой, нам радовались, когда мы приходили в Союз писателей.

— А сейчас вы не радуетесь?

— Радуюсь. Но что их ждет? Книжки издаются только за свой счет. Печатают мало, а если печатают, то платят копейки. И вообще всячески убеждают, что поэт — это не профессия, это — хобби. Могу ответить только стихами:

«…Сочинять стихи — не ловля мух.
Говорят, что это — не профессия.
Но для хобби слишком много мук…»

Писать стихи — это дело жизни. Но сначала надо доказать обществу, что ты полезен для него. Путь этот труден. Поэтому им идут немногие. Я не очень-то верю в высшие силы, но иногда мне приходит в голову мысль, что у поэта есть особое предназначение и что эти силы помогают.

— Когда вы впервые почувствовали в себе этот дар?

— Очень рано. Но не считала себя поэтом. По образованию я историк. Я работала много и в разных местах. В Доме офицеров, на киностудии, в газете…

— И попутно писали стихи…

— Пока не поняла, что это главное в жизни. Стихи — нечто почти биологического свойства. Что-то происходит, и хочется это запечатлеть в строчках.

— В цеху поэтов существует такое понятие, как крепкая дружба? Или поэты — индивидуалисты?

— Наверное, есть. Один очень хороший ленинградский поэт написал однажды: «А мне чужих стихов не надо, мне со своими тяжело»… Мы конкуренты, так что отношения сложные… В основном, доброжелательные.

— Какие качества вы не могли бы простить своему собрату по перу?

— Есть одна поэтесса, она очень злая. Я с ней просто не общаюсь.

— Разве может быть злой поэтесса?

— Выходит, что может.

— Вы сказали, что молодые поэты могут издавать книги только за свой счет.

— Не только молодые. Все.

— И даже вы?

— Несколько лет издавала книги благодаря спонсорам… потом нашлось издательство, которое издало три моих книжки, и до сих пор их переиздает.

— Книжные полки в магазинах полны поэзией…

— Есть что-то интересное?

— В основном переиздают классику.

— Вот видите.

— Москва – удобный город для поэта?

— Ну а где жить? Провинция имеет свои достоинства и свои огромные недостатки. Поэту нужна среда, нужна тусовка себе подобных. Москва — это центр коммуникаций, здесь можно многое сделать не только для себя, но и для того, чем занимаешься.

— Читаете ли вы прессу?

— Читаю. И залезаю в интернет. Смотрю сайты «Эха Москвы», «Свободы»…

Не всем движениям, которые находятся в конфронтации к существующему строю, я сочувствую. Хотелось бы конструктивной оппозиции. Плохо, что поэзию отстранили от участия в гражданском процессе. Поэт первым заметит то, что еще никто не может увидеть.

Подпишитесь