Posted 13 мая 2008, 20:00
Published 13 мая 2008, 20:00
Modified 8 марта, 08:01
Updated 8 марта, 08:01
– Вам понравилось по ту строну сцены?
– Эта очень приятная позиция мне нравится, даже доставляет удовольствие. Я же хорошо знаю тот мир, который на сцене – и танцоров и хореографов, – и смотреть на него с другой стороны было необычно и очень интересно.
– Как вы относитесь к современному балету, который все более напоминает гимнастику?
– Да, есть такое. Но сказать определенно, что происходит в балете-модерне, пока что сложно. Хотя я считаю, что порой чисто физические, гимнастические, как вы сказали, моменты лишают балет художественной выразительности. Но это из-за происходящей сейчас балетной глобализации.
– Это положительное явление?
– В целом – да, это очень хорошо. Ведь когда-то и Америка была совсем закрыта для балета – и ничего хорошего в этом не было, а сейчас там совсем другая ситуация. То же самое сегодня можно сказать уже о Японии или даже о Китае. К тому же в этих странах свой, особый балет, со своим национальным колоритом. Там особенный стиль, оригинальные идеи, местные балетные школы становятся все более зрелыми.
– А интересно ли вам что-нибудь в современной хореографии в России?
– Я очень люблю Бориса Эйфмана. Он действительно способен языком балета выражать подлинный драматизм, а к тому же ставит чрезвычайно интересные сюжеты. И еще крайне важно, что у него существует абсолютная свобода самовыражения для артистов, его хореография позволяет танцовщику реализоваться в полной мере.
– Ваши слова «Танго – секс на сцене» стали уже афоризмом…
– Я имею в виду даже не танго, а балет в целом. Я всегда говорю, что публике, зрителю всегда очень трудно рассказать и объяснить, что мы чувствуем, когда находимся на сцене. И более или менее понятное выражение – «заниматься любовью». Конечно, каждый раз ощущения немного разные, но объяснить происходящее на сцене можно, только если проведешь какую-то параллель.
– Вы навсегда закончили танцевать на сцене?
– На данный момент закончил. Недавно прошло прощальное мировое турне.
– Не жалеете?
– Да что вы – я очень счастлив, что эта фаза моей жизни закончилась хорошо. Потому что за свою карьеру я сделал все, о чем мечтал. Сделал то, чего почти никому не удается сделать, – реализовал все свои мечты.
– И что теперь? Вы ведь еще и поете. Или сосредоточитесь на работе в жюри?
– В жюри мне нравится работать – это правда. И в шоу Боба Фосса «Чикаго» и «Кабаре» я тоже пел, но все же мне сейчас более всего интересна режиссерская, постановочная работа. И еще я хочу быть продюсером.
– А хореография?
– Это сейчас не самое главное. Хотя у меня есть своя балетная труппа, и в Буэнос-Айресе я работаю в созданной мной новой балетной школе. Это такой синтетический центр искусств, где сочетаются актерское мастерство, музыка и танец. Еще я создаю сейчас образовательный центр, в котором образование в области искусства будет совмещено с более широким общим образованием. Так, чтобы не бегать из одного места в другое. Вначале – с шестилетнего возраста – все будут заниматься по одной программе. А уже в 13 лет начнется специализация.
– А кино?.. Вы же снимались в знаменитом «Танго» Карлоса Сауры…
– Да, и сейчас есть тоже два кинопроекта. Но я пока еще думаю – сниматься или нет… К сожалению, пока не могу раскрыть названия этих фильмов.
– Ваша мать была и вашим первым педагогом, и наставником…
– Да, я же начал заниматься танцем, когда мне было всего лишь 4 года. В 8 лет уже занимался в балетной студии. Она была замечательной матерью.
– Вы ностальгируете по тем далеким временам, по детству, по вашему любимому футболу?..
– Нет. Потому что в моей жизни нет ничего такого, о чем бы я сожалел и вспоминал с ностальгией. Если повернуть время вспять и вернуться в прошлое – нет, я бы не сделал ничего нового. Не хочу возвращаться к прошлому. Я люблю жить в настоящем и получать от этого удовольствие.
– Правда ли, что вы перед спектаклями часто пили вино?
– Да. Я всегда любил вино, потому что это такая, знаете ли, тонкая субстанция… Вино улучшает способность ощущать прекрасное. Поэтому я всегда пил его. А сейчас буду даже целых три недели учиться в школе профессиональных сомелье.
– Не открыть ли вам свой ресторан?
– Ресторан – слишком уж сложно для меня. Хватит с меня балета, труппы и школы.
– А как вам русская водка?
– Пил, но вот что было потом – не помню.
– Вы, наверное, много пили, а закусывали мало…
– Может быть…
СПРАВКА
Танцовщик Хулио Бокка родился 6 марта 1967 года в столице Аргентины Буэнос-Айресе. Начал учиться балету в четырехлетнем возрасте под руководством матери – Нэнси Бокка. В 1974 году поступил в Высший институт искусства театра Колон в Буэнос-Айресе, а в 15 лет уже выступал на сцене театров Венесуэлы и Бразилии. Всемирную известность приобрел в 1985 году, победив на V Международном конкурсе артистов балета в Москве. После этого выступления Михаил Барышников пригласил Бокка в Американский балетный театр, где уже через год он стал ведущим танцовщиком. Бокка блистал на сценах Королевского балета Великобритании, «Ла Скала», Гамбургского балета, не раз танцевал в Большом и Мариинском театрах, в Театре балета Бориса Эйфмана. В 1990 году основал труппу «Аргентинский балет», а в 1997-м – собственный театр-студию «Майпо». Участвовал в знаменитых мюзиклах Боба Фосса «Кабаре» и «Чикаго» на Бродвее. В 2002 году создал шоу «Бокка-танго». В 2007 году в день своего сорокалетия объявил о намерении оставить сцену и отправился в прощальное мировое турне, в программе которого было почти две сотни спектаклей. В декабре прошлого года турне завершилось в Буэнос-Айресе.