– Максим Дмитриевич, удалось ли отметить 70-летие с размахом?
– 4 мая был концерт в Большом зале Филармонии, звучали Дворжак и 5-я симфония моего отца, было много друзей, пришла губернатор Матвиенко... Ну а непосредственно 10-го в Петербурге проходил праздник корюшки, и я стрелял в полдень из пушки у Петропавловской крепости, в окружении генералов, которые страшно волнуются в этот момент. Кстати, уже второй раз стреляю. И гильзы сохраняю. Ну а в Павловске уже отмечали дома с семьей и друзьями, с батюшками из церкви – скромно, по-домашнему.
– Вы долгое время жили за рубежом, а почему решили вернуться?
– У нас ведь дети, а в Америке они неизбежно потеряли бы язык, стали бы и не американцами, и не европейцами… У нас остались, конечно, дома и в Америке, и во Франции, но… должно сохраняться чувство национального самосознания. Это – самое главное. Мой отец только потому и мог писать музыку, что оставался на родине.
– То есть вернулись к истокам...
– Да. Я родился в Петербурге, это – город моих предков, столько воспоминаний... Вы подумайте, я был первым слушателем ставшего знаменитым на всю страну «Футбольного марша» Матвея Блантера. Я прекрасно помню этот день. Матвей Исаакович позвонил нам домой, я снял трубку. «Папа дома?» – «Да», – говорю. «Сейчас я к вам приду». Пришел и сыграл только что им сочиненную песню. Мы с отцом первыми ее услышали. В конце концов в Петербурге же – «Зенит»!
– А вы болельщик?
– Я – болельщик. А папа даже писал о футболе.
– Но почему вы обосновались в Павловске?
– Он очень понравился моей жене. Мы на самом деле пока тут еще строим наш дом, открываем музыкальные школы, живем такой коммуной – уже знакомы с учениками, с их родителями, наши дети дружат. Но мы живем также и в Петербурге. Когда бывают мои концерты, я, конечно, заранее еду в нашу квартиру на Каменноостровском, у мостика, чтобы подготовиться.
– Недавно Михаил Шемякин – тоже петербуржец, довольно нелицеприятно высказался о городе – как о криминальной столице, в которой на улицу вечером страшено выйти…
– Да нет! А потом все эти криминальные разборки – они же между их миром и происходят.
– А как же быть с ужасным климатом, с образом «города-двойника», наконец, о котором писали и Николай Гоголь, и Соломон Волков…
– Мне Петербург, его очертания дают совсем другие ощущения. А какие тут залы!.. Нет, по-моему, город возрождается. Я хорошо себя здесь чувствую и рад, что я здесь.
– Какое влияние оказал на вас отец?
– Прежде всего он оказал на меня влияние как человек. Это самое главное. Но и, безусловно, он повлиял на меня как на музыканта, сформировал мой вкус.
– Но почему вы не стали композитором?
– Знаете, как говорил папа, если можешь не стать композитором – лучше им не становиться. Но одно сочинение у меня было, я написал его для фортепиано в семилетнем еще возрасте.
– Правда ли, что Дмитрий Дмитриевич был верующим человеком? Никто из исследователей его жизни и творчества не может дать на это однозначный ответ.
– Он был верующим. То есть он не ходил регулярно в церковь, не молился. Но бывал в храме на Пасху и всегда всех с этим праздником поздравлял. Я ему однажды подарил распятие, и оно всегда стояло у папы на столе. А над столом висела репродукция Тициана с сюжетом про динарий. И папа сказал мне как-то: «Посмотри, какое у Христа лицо, какое величие…» А я крестился, уже живя в Америке, в Русской зарубежной церкви, причем в Гефсиманском монастыре в Иерусалиме, на месте страданий Христа.
– Вы приветствовали воссоединение церквей?
– Да, конечно! Этому всю свою жизнь посвятил недавно ушедший от нас митрополит Лавр, которого я хорошо знал и очень его любил. Он жизнь свою посвятил воссоединению с Матерью-Церковью и человеком был исключительным. Так грустно, что он ушел от нас…
– Кажется, вы увлекаетесь еще и джазом?
– Я люблю джаз – Оскара Питерсона, Эллу Фицджеральд, а вот группы – это уже меньше. Но мне нравится не только джаз. Я люблю барда Евгения Бачурина, мне нравится Андрей Макаревич.
– А как вы смотрите на современное состояние классической музыки? Не кажется ли, что эпоха великих навсегда ушла?
– Нет, нет… Ну, подумайте, вот был когда-то мальчик Гриша Сколов, а стал гениальный пианист. А Борис Тищенко – какой композитор! Нет, будут обязательно и композиторы, и музыканты. Просто порой такой дефицит, как ни ужасно, бывает связан с войнами, с трагическими потрясениями – так было после Первой мировой, например. Сколько взошло талантов тогда – словно чтобы дать людям как-то отдохнуть после такого горя.
– Ваши дети тоже будут музыкантами?
– Они все связаны с музыкой.
– А когда мы услышим вас в Москве?
– 22-го июня. В Кремлевском дворце прозвучит 7-я симфония Дмитрия Шостаковича.
СПРАВКА Дирижер Максим ШОСТАКОВИЧ родился 10 мая 1938 года в Ленинграде в семье композитора Дмитрия Шостаковича. Окончил Центральную музыкальную школу при Ленинградской консерватории и фортепьянный факультет Московской консерватории. С 1961 года начал заниматься дирижированием. С 1964 года работал ассистентом дирижера Вероники Дударовой в Московском государственном симфоническом оркестре. С 1965 года был ассистентом дирижера Евгения Светланова в Государственном симфоническом оркестре СССР. С 1967 года возглавлял Симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио. В 1981 году эмигрировал в США, гастролировал в разных странах мира. В 1994 году впервые после долгого перерыва выступил в России с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии. С 1997 года вместе с семьей живет в России. |