Posted 12 мая 2008, 20:00
Published 12 мая 2008, 20:00
Modified 8 марта, 08:02
Updated 8 марта, 08:02
1. «Олимпия». Германия, 1938. Реж. Ленни Рифеншталь
Отъявленные негодяи нередко обладают хорошим вкусом: Адольф Гитлер явно не прогадал, поручив своей фаворитке Ленни Рифеншталь снять фильм о берлинской Олимпиаде 1936 года. На создание «Олимпии» была брошена вся техническая и финансовая мощь рейха. В итоге у Рифеншталь получился не нацистский агитпроп, а скорее – пышный языческий гимн человеческому телу. Наслаждаться этим безусловным шедевром мешает маленький человечек неспортивного вида, возвещающий об открытии игр, а также школьный курс истории, из которого мы знаем, прологом к каким событиям послужила данная лента.
2. «Человек с киноаппаратом». CCCР, 1929. Реж. Дзига Вертов
Если прославивший Вертова «Киноглаз» был о том, как вырвать радость у грядущих дней, то «Человек с киноаппаратом» концентрируется на вроде бы пустяковых мелочах, из которых, на самом деле, складывается жизнь большого города. Не показав на этот раз масштаба революционных изменений, произошедших в стране Советов, Вертов остался революционером во всем, что касается техники съемок, монтажа и самого ритма повествования. «Человек с киноаппаратом» опередил свое время едва ли не на полвека, обретя своего благодарного зрителя среди кинематографистов «новой волны» и поколения рок-н-рольных 70-х.
3. «Вудсток». США, 1970. Реж. Майкл Вадли
Найдется немного любителей музыки, которые хотя бы раз не видели знаменитое соло Джимми Хендрикса, исполняющего на своей волшебной гитаре гимн США. Главное культурное событие в жизни поколения детей-цветов запротоколировано в характерном стиле эпохи, где непринужденность сочеталась с космическими претензиями. Идея запечатлеть для потомства героев Вудстока была реализована очень своевременно, так как в начале 70-х они стали один за другим покидать этот бренный мир.
4. «По поводу Ниццы». Франция, 1930. Реж. Жан Виго
Жана Виго называют Рэмбо французского кинематографа: он не дожил до тридцати лет и снял всего четыре фильма, но все они вошли в пантеон мировой киноклассики. Его дебютом стала документальная лента о невыносимой легкости бытия на знаменитом курорте, который Виго, страдавший от тяжелой формы туберкулеза, регулярно посещал не праздным туристом, а пациентом профильных клиник. Всемирная ярмарка тщеславия глазами человека, обреченного проживать каждый день как последний, считается первым произведением в стиле «поэтический реализм».
5. «Обыкновенный фашизм». CCCР, 1965. Реж. Михаил Ромм
«Они не знали, а если бы знали, то не поверили, а если поверили, то решили бы, что так и надо» – под размеренный закадровый голос режиссера камера скользит по счастливым лицам простых немцев, только что увидевших живого фюрера. Следом идет анатомический театр военной хроники почти без цензуры: в идеологическом и визуальном плане Ромм работал на грани дозволенного. В либеральных кругах почему-то до сих пор принято считать, что «Обыкновенный фашизм» эзоповым языком повествует о советском тоталитаризме. Хотя скорее он наглядно иллюстрирует известный тезис о том, что для возвращения в животный мир людям нужно совсем немного времени.
6. «Да здравствует Мексика!». CCCР – США –Мексика, 1932. Реж. Сергей Эйзенштейн
В завершение своего неудачного голливудского турне, Эйзенштейн оказался в другой чаcти североамериканского континента, чтобы снять грандиозный эпос о тысячелетней истории Мексики. После двух лет съемок писатель-социалист Аптон Синклер, финансировавший проект, проявил себя настоящей акулой капитализма и потребовал от режиссера готовый продукт. Эйзенштейн пришел в ярость и вернулся в СССР, а отснятый материал был неоднократно перемонтирован и выпускался под разными названиями, пока в 1979 году Георгий Александров по записным книжкам учителя не воссоздал версию, максимально приближенную к авторскому замыслу.
7. «Коянискаци». США, 1983. Реж. Годфри Реджио
На языке индейцев хопи «Коянискаци» означает «жизнь, потерявшая равновесие». Серия не связанных никаким действием образов под гипнотическую музыку Филиппа Гласса – этим исчерпывается содержание этого ни на что непохожего фильма, о котором нельзя рассказывать словами, а нужно только видеть.
8. «Битва за Сан-Пьетро». США, 1944. Реж. Джон Хьюстон
В 1941-м Джон Марцеллус Хьюстон, молодой сценарист «с репутацией», триумфально дебютировал «Мальтийским соколом», заложив фундамент для целого жанра, которое французские киноведы позже назовут film noir. Оставив критиков обдумывать увиденное, Хьюстон умчался на передовую, чтобы делать хронику для министерства обороны Соединенных Штатов. Его окопная правда шокировала военных чиновников, и они существенно перемонтировали ленту, но даже в этом виде «Битва за Сан-Пьетро» считается эталоном военного репортажа.
9. «Мир тишины». Франция, 1956. Реж. Луи Малль и Жак Ив Кусто
Вчерашний выпускник киношколы Луи Малль чем-то приглянулся человеку-амфибии Жак Иву Кусто, и тот взял его вторым режиссером на съемки своей подводной одиссеи. «Мир тишины» породил бесчисленные подражания, которые cегодня сутки напролет крутят Discovery Channel. Cудьба обоих коллабораторов сложилась удачно: Кусто с единомышленниками продолжил бороздить просторы мирового океана, а Малль на гребне «новой волны» был благополучно вынесен на сушу, где прочно встал на ноги и превратился в одного из лидеров нового поколения французских кинематографистов.
10. «Боулинг для Колумбины». США, 2002. Реж. Майкл Мур
Майкл Мур – шумный толстяк в нелепых очках – обладает всеми необходимыми качествами для современного американского документалиста: он дотошен, назойлив и совершенно бесстрашен. Иначе не назовешь человека, замахнувшегося в этой «оскароносной» ленте на священное для американцев право владеть оружием. Чтобы добиться сходного эффекта в нашей ситуации, ему, наверное, пришлось бы отправиться по городам и весям пробивать принятие сухого закона. Этот бойкий и крикливый памфлет – яркий пример того, что представляет из себя мейнстрим американской документалистики начала миллениума.