Posted 12 мая 2008, 08:01
Published 12 мая 2008, 08:01
Modified 8 марта, 08:03
Updated 8 марта, 08:03
Чествование поэта Андрея Вознесенского, которому 12 мая 2008 года исполнилось 75 лет, пройдет 14 мая в новом здании театра Петра Фоменко. В вечере примут участие художник-аниматор Александр Петров, сделавший специальный мультфильм для юбиляра, пианист Евгений Кисин, режиссеры Юрий Любимов и Марк Захаров, композитор Алексей Рыбников и другие именитые друзья поэта.
Жена Вознесенского Зоя Богуславская заявила накануне, что Андрей Андреевич неважно себя чувствует: у него «сильно нарушены равновесие и речь. Но он по-прежнему пишет стихи». Поэт постарается прочитать для гостей два новых стихотворения, передает ИТАР-ТАСС.
Андрей Вознесенский родился 12 мая в Москве в семье гидроинженера. В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым оказала сильное влияние на его судьбу. Закончил в 1957 г. Московский архитектурный институт. Первые зрелые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 г.
Его лирика отличается стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Фактически, он ученик не только Пастернака, но и последнего футуриста Семена Кирсанова. Футуризм в России воскрес в стихах Вознесенского. Первый сборник «Мозаика», изданный во Владимире навлёк гнев властей. Редактора сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж. Второй сборник «Парабола» сразу стал библиографической редкостью. В это время Хрущёв в борьбе с матёрыми сталинистами допускает послабления. В стране устраиваются на стадионах многочисленные поэтические вечера больше похожие на антисталинские митинги. Проходит довольно осторожный легендарный вечер в Политехническом, где звучат строки Вознесенского: «Пожар в Архитектурном/Пылайте высоко/Коровники в амурах/Райкомы в роккоко».
Затем возврат к сталинизму. На Вознесенского вместе с Евтушенко и Ахмадулиной обрушивается государственная опала самого Хрущёва. На встрече с деятелями искусства под аплодисменты зала Хрущёв кричит: «Убирайтесь вон, господин Вознесенеский к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину и он подпишет вам заграничный паспорт!» Поэт сходил с трибуны в небытие. Помогло личное вмешательство президента США Кеннеди, позвонившего Хрущёву лично и попросившего смягчить судьбу поэта. Вознесенскому разрешили выехать в США для выступлений. Он сразу же стал самым популярным из русских поэтов в США. Его стихи переводил Роберт Кеннеди.
Вознесенский сдружился с поэтом-битником Алленом Гинзбергом. Вознесенский друг семьи Артура Миллера. Его встреча с Мерилин Монро запечатлелась в строках: «Я Мерилин Мерилин/Я героиня/Самоубийства и героина». Лишь недавно поэт раскрыл тайну подтекста этого стиха. В образе затравленной властями актрисы он изобразил себя. Другие стихи ещё более откровенны: «В Америке, пропахшей мраком/камелией и амиаком./Пыхтя, как будто тягачи,/За мною ходят стукачи…/Невыносимо быть распятым/До каждой родинки сквозя,/Когда в тебя от губ до пяток,/Повсюду всажены глаза…/Пусти красавчик Квазимодо/Душа болит кровоточа/От пристальных очей свободы/И нежных взоров стукача». Все понимали, что речь идёт не об Америке, а об СССР. Вознесенского продолжают травить. В официальной прессе в «Правде» напечатаны стихи Прокофьева: «В отставку! В отставку!! В от-став-ку/В отставку уходит поэт».
Развязана кампания по дискредитации его имени. На улице Горького в окнах сатиры уже в 60-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой. Среди сора-нечисти изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша», напоминает «Википедия». Положение поэта в СССР двойственно, с одной стороны партийные бонзы заискивают перед его мировой славой, с другой запрещено упоминание его имени в прессе без специального разрешения идеологического отдела ЦК КПСС. Выходящие по тогдашним меркам малыми тиражами сборники почти не появлялись на прилавках, а продавались из-под полы и распределялись как копчёная колбаса среди партийных вельмож, которые вряд ли что-либо смыслили в этой поэзии. Дошло до того, что Вознесенского сплошь и рядом стали путать с популярным комсомольским поэтом Рождественским.
Стихотворный сборник «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 г. На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Мёрзнет девочка в автомате», «Барабан», «Вслед за мной на водных лыжах ты летишь…» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к одной певице. Лирико-драматическая поэма «Юнона и Авось» на музыку Рыбникова до сих пор не сходит со сцены. Это была первая рок-опера в СССР. «Ты меня никогда не забудешь./Ты меня никогда не увидишь».
Оголтелая кампания по дискредитации имени поэта, как ни странно, повлияла не столько на современников, сколько на последующие поколения. Появился миф о благополучном шестидесятнике-конформисте, якобы обласканном властями и издаваемом крупными тиражами. Парадокс в том, что, когда пришла свобода, пропал интерес к поэзии, как таковой. Вознесенский в рассвете творческих сил. Выпускает сборник за сборником абсолютно новых стихов. Творчество его универсально во всех своих измерениях. Тематически и лексически это энциклопедизм, полнота обзора, отсутствие в художественной системе запретных тем и слов. Философски — сочетание диалектичности мышления с метафизикой, религиозным исканием, соотнесение конкретного и вневременного. По обращенности и темпераменту — от интимности и исповеди до проповеди и вечевого набата. Обилие цитат и аллюзий указывает на разветвленную корневую систему всей предшествующей литературы, питающую творчество Вознесенского. Неоспоримо метафорическое изобилие стихов, при этом его метафора — это чаще всего вознесение, рывок от традиционно низкого к высокому. В противоположность повествовательности и сложным синтаксическим конструкциям Вознесенский утверждает лаконизм, динамичность стиха, фрагментарность. Богатая звуковая и ритмическая палитра, обилие созвучий, неожиданные рифмы, использование рефренов делают его стихи легко запоминающимися.
Вознесенский дружен со многими деятелями искусства, о встречах с которыми он пишет воспоминания в статьях и романах. Он собеседник Сартра, Хайдеггера, Пикассо. В середине 70-х замечает талант метаметафориста Парщикова, приветствует новую поэзию Нины Искренко, Константина Кедрова, Елены Кацюбы, пишет о них в стихах и в прозе. В 1999 г. вместе с Генрихом Сапгиром становится членом метаметафорического общества ДООС в звании стрекозавра.
В 1978 г. Вознесенский получил Государственную премию СССР. Он является почётным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования (1993), Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.
Живёт и работает в Москве в Переделкино по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 6-го февраля (День рождения Пастернака) и 30-го мая (День смерти поэта) проводил и проводит поэтические чтения с Генрихом Сапгиром, Константином Кедровым, Еламиеной Кацюбой и другими поэтами.