Posted 27 апреля 2008, 20:00
Published 27 апреля 2008, 20:00
Modified 8 марта, 08:06
Updated 8 марта, 08:06
В Пасхальное воскресенье тысячи москвичей отправились на столичные кладбища навестить могилы усопших родственников. Однако светлое чувство печали для многих было омрачено состоянием столичных погостов. «Посмотрите, рядом с захоронением наших родителей уже лет 30 никем не навещаемая могила. Крест давным-давно покосился, и табличка вся истерлась – совсем не понятно, кто там лежит, – говорит посетительница Преображенского кладбища пенсионерка Валентина Иванова. – И таких крестов и памятников по московским погостам много. Некоторые даже завалены всяким мусором, их со свалкой легко спутать».
В администрации кладбищ не скрывают: проблема есть. «У нас брошенных могил насчитывается от 1 до 5%, – рассказал «НИ» сотрудник Преображенского кладбища. – Некоторые из них, в самом деле, больше похожи на мусорные кучи. Печально, что виноваты в этом зачастую родственники усопших с соседних захоронений, которые ленятся выносить грязь и мусор в контейнеры, а сваливают его прямо здесь».
Рекордсмен по заброшенным могилам – Ваганьковское кладбище. Там более 8 тыс. могил не убираются годами. Это около 18% от общего числа захоронений. Всего же на столичных погостах количество заброшенных могил колеблется от 5 до 7%. «К примеру, на Ясеневском кладбище есть захоронения, которые никем не убираются и не реставрируются более 150 лет», – рассказали «НИ» в ГУП «Ритуал».
Вместе с тем, говорят сотрудники «Ритуала», практически на всех столичных кладбищах отмечается дефицит участков под новые могилы. Боьшинство столичных кладбищ предоставляют землю только для семейных захоронений, либо предлагают погребение в колумбарии. Эта проблема сказывается на ценах за участок земли на кладбище. Стоимость на захоронение варьируется от 15 тыс. до 1 млн. рублей.
Убить сразу двух зайцев одним махом решили столичные чиновники. В городе должна появиться система опеки над заброшенными могилами. «Договор опеки обяжет человека ухаживать за такими могилами фактически до конца его дней. За это он получает право быть похороненным на данном участке», – пояснили «НИ» в ГУП «Ритуал». За опекунство платить не придется. Но, как предупреждают муниципалы, могилы и склепы могут требовать серьезной реставрации и весьма крупных финансовых затрат от попечителя.
Независимые эксперты с одобрением отнеслись к такой инициативе. Однако обратили внимание на целый ряд неясностей. Во-первых, не совсем понятно, захотят ли сами сотрудники кладбищ предоставлять заброшенные могилы для опеки. Как пояснил «НИ» научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер, некоторое время назад можно было «по разумной цене» договориться о захоронении гроба или урны на чужом месте. Во-вторых, спустя какое количество времени могилу можно считать заброшенной. Известно, например, что фронтальные захоронения на одном участке нельзя проводить чаще, чем раз в тридцать лет.
Посетители Преображенского кладбища тоже не спешили хвалить договор опеки. Так, например, пенсионерка Валентина Иванова не понимает, как можно доказать, что могила бесхозная. «Допустим, уедут родственники на несколько лет из города или страны – за могилой, естественно, следить некому. И по ошибке отдадут ее под опеку. Как им вернуть свое?». «Действительно, а если через некоторое время объявятся родственники? – поддерживает пенсионерку москвич Максим Лиходеев. – Придется им вернуть захоронение, только уже восстановленное и прибранное. А опекун останется с носом».
«Если договор обяжет человека всю жизнь ухаживать за чужой могилой, то в пенсионном возрасте он просто не сможет этого делать, – пояснила «НИ» пенсионерка Ирина Степанова. – Вот я подняться без посторонней помощи не могу и приезжаю сюда со своим внуком. А как быть одинокому человеку?».
Михаил ПЕРШИН, сотрудник Синодального отдела по делам молодежи РПЦ :
Предложение ГУП «Ритуал» не противоречит православному учению. Однако очень важно, чтобы имена усопших, могилы которых будут опекаться, не были утрачены. Желательно, чтобы администрация или опекуны восстановили личность тех, кто покоится на этих заброшенных участках. Пусть на могиле будет стоять новый памятник или крест. Но важно, чтобы на нем, кроме имени, скажем, опекуна, стояло и имя того, кто был похоронен здесь до него. И важно это, прежде всего, для – живых. Ведь остается вероятность, что вернутся родственники. Важно, чтобы корни, связующие их с предками, не оказались оборваны.