Президент Боливии Эво Моралес во вторник выступал на открытии Постоянного форума ООН по проблемам коренных народов. Свою пламенную речь о проблемах индейцев он завершил утверждением, что во всем виноват капитализм. «Если мы хотим спасти планету Земля, то обязаны положить конец капиталистической системе», – заявил глава Боливии. А потом вдруг неожиданно вспомнил про проблемы мирового климата и, что самое странное, обвинил в массовом голоде, охватывающем население все большего числа стран «третьего мира», создателей биологического топлива. Страсти накалились в тот момент, когда завязалась дискуссия о парниковом эффекте. Главный аргумент оппонентов Моралеса заключался в том, что биологическое топливо активно предлагается в качестве замены углеводородов, сжигание которых, по мнению большинства ученых, вызывает парниковый эффект.
Однако Моралес и Гарсиа, в свою очередь, настаивали на том, что посевы культур, служащих сырьем для производства биотоплива, занимают земли, на которых выращиваются продовольственные культуры. Что якобы и подстегивает стремительный рост цен на продукты питания в мире, и сильнее всех от этого страдают самые бедные слои населения планеты. Финальным аккордом выступления первого в истории президента-индейца прозвучало обвинение, брошенное им в адрес руководителей некоторых стран в том, что для них «машины важнее людей». Это прозвучало как открытая критика политики «братской» Бразилии, одного из крупнейших производителей этанола, используемого в качестве автомобильного топлива.
Доля истины в словах двух латиноамериканских лидеров, конечно, есть. Биотопливо в основном производят Соединенные Штаты и Бразилия, первые – из кукурузы, вторая – из сахарного тростника. Но если критику США (которые к 2011 году треть выращиваемой кукурузы будут пускать на разработку экологического бензина) сами американцы давно уже не принимают близко к сердцу, то на бразильское руководство, не раз декларировавшее приверженность социалистическим идеалам, выступление Моралеса и Гарсия произвело самое неблагоприятное впечатление. Президент Бразилии Лула да Сильва ответил крайне раздраженно. Он заявил, что пищевые продукты подорожали не из-за перевода продовольственного сырья на топливо, а потому что «развивающиеся нации стали лучше питаться».
Но и в развитых странах совершенно по-разному относятся к этой проблеме. В минувшем январе комиссар Евросоюза по вопросам экологии Ставрос Димас признал, что, ратуя за переход многих промышленных отраслей на биотопливо, его ведомство не предполагало, к каким негативным последствиям это может привести. За последние три месяца этот вопрос поднимали многие известные политики, однако никто ничего толкового так и не предложил – почти все заканчивалось лишь признанием, что нужно что-то решать. С другой стороны, подсчеты американских ученых говорят, что каждый миллион литров производимого биоэтанола создает как минимум 38 рабочих мест. Поэтому биозаводы появляются там, где они нужны. Следовательно, рабочие места формируются не «у нефтяной трубы», а в сельскохозяйственных регионах. Активное использование возобновляемых источников энергии из сельскохозяйственного сырья не только не идет на спад, но и набирает обороты в США, Японии, Бразилии, Китае, Индии, Канаде и в тех же странах ЕС.
Впрочем, совершенно иная картина в странах с наиболее низким доходом на душу населения. В основном это такие африканские государства, как оба Конго, Судан, Чад, Нигер и т.д. По последнему прогнозу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в период 2007–2008 годов эти страны импортируют на 2% меньше зерновой продукции, чем обычно, но заплатят за нее на 35% больше. Так что ООН уже предупреждает, что, если к 1 мая Всемирная продовольственная программа не получит срочных финансовых вливаний, придется, возможно, урезать гуманитарную помощь для 73 млн. человек.