Эксперимент по внедрению социальных карт школьника начался в Москве в сентябре–октябре 2007 года по инициативе столичных властей. Пока карточка работает как проездной на метро и как средство оплаты завтраков в школьном буфете. Однако в перспективе «пластик» должен будет служить электронным пропуском в школу, а также билетом в библиотеки, музеи. На нем также должна содержаться информация о здоровье ребенка. Участие в эксперименте приняли в среднем по три школы от каждого столичного округа.
Осенью прошлого года сотрудники «Банка Москвы», который распространяет социальные карты среди школьников и ведает всеми финансовыми операциями по ним, выдали детям электронные документы и поставили в школьных буфетах специальные терминалы. Родителям предложили класть на счет малыша небольшую сумму, которую ребенок будет тратить на пирожки или сок в столовой и по мере расходования денег на счету пополнять баланс. Однако буквально с первых же дней и школа, и родители столкнулись с рядом непредвиденных трудностей.
«Терминалы, которые получила наша школа, оказались очень несовершенны, – прокомментировал «НИ» ситуацию директор одной из школ Северо-Западного автономного округа. – Аппарат был не в состоянии подсчитывать и суммировать покупку. Другими словами, если ребенок покупает пирожок, шоколадку и воду, то в терминал нужно вводить сразу всю стоимость покупки. Или же пробивать каждый продукт по отдельности, что занимает очень много времени. В итоге буфетчице приходится подсчитывать самой всю сумму на калькуляторе, прежде чем рассчитать ребенка по карточке. Мы высказывали свои претензии, но все было бесполезно».
Теперь администрация школ опасается, что в случае обязательного перевода платных завтраков для всех школьников в столовой на карточную систему у детей просто не останется времени на учебу. «Представьте, приходит класс в 30 человек с карточками, – пояснил «НИ» директор школы. – Обслуживает их всего одна буфетчица. Пока карточку вставишь, пока чек вылезет, пока она на калькуляторе подсчитает – пройдет минуты две. А перемена длится всего 20 минут, за которую сейчас у нас успевают поесть около 150 человек. Так что даже суперсовременный терминал может растянуть время завтрака на целый урок, а то и на два».
Между тем неприятные сюрпризы на этом не кончились. Как рассказали «НИ» в школе, буквально месяц назад выяснилось, что социальная карта работала как кредитная. «Допустим, родители положили ребенку 300–500 рублей на карточку, рассчитывая, что тот будет тратить не более 50 рублей в день, – объяснил «НИ» директор. – Но это же дети! Они могут за один присест спустить 1, 5 тыс. рублей на пирожные для друзей. Аппарат им это позволяет – автоматически дает кредит. Многие правильно пользовались карточками: питались на определенную сумму и отдавали родителям чеки. Но некоторые воспринимали все эти финансовые операции, как игру».
По словам мамы учащейся одной из школ Северо-Западного округа Елены И., некоторые малыши просто не сообразили, что происходит, и продолжали пользоваться «пластиком» даже при нулевом балансе. «В результате с октября по апрель 25 учеников в нашей школе наделали долгов на сумму от 300 до 7 тыс. рублей, – пожаловалась «НИ» Елена. – В другой школе ребенок перерасходовал 15 тыс. рублей! Моя дочь задолжала банку больше 4 тыс. рублей. Для нас это посильная сумма. Мы готовы вернуть долг. Но дело даже не в этом. По какому праву банк раздавал несовершеннолетним детям кредитные карты? При этом за все эти семь месяцев мы ни разу не получали расчета и никто не ставил нас в известность о долгах до тех пор, пока банк вдруг решил вернуть причитающееся».
В начале апреля из «Банка Москвы» в школы пришли письма с предложением собрать со школьников долги и проценты за перерасход средств. Проценты, правда, были небольшими, так, например, Елена, помимо 4 тыс., оказалась должна банку еще 200 рублей.
Возмущенная школьная администрация собирать долги отказалась. «Единственная организация, с которой у банка есть подписанное соглашение – комбинат школьного питания «Школьник», – рассказал «НИ» директор школы. – С нами же и с родителями учеников банк не заключал никаких договоров».
В «Банке Москвы» только руками разводят. Говорят, что произошла ошибка. «Банк не собирался и не собирается зарабатывать на школярах, – объяснил «НИ» руководитель отдела специальных проектов «Банка Москвы» Алексей Норин. – И сами карточки не являются кредитными, просто так сработали терминалы. Это технический сбой. Беспокоиться школам и родителям не о чем: процентов по кредитным операциям мы с них требовать не собираемся». Более подробной информации о случившемся «Новым Известиям» получить не удалось. В течение десяти дней ответа на поставленные «НИ» вопросы не поступило.
«Я посоветовал бы родителям просто не платить по долгам, – объяснил «НИ» адвокат Александр Артюнов. – Если школу, родителей и банк не связывают договора – спрашивать не о чем и не с кого. В этом случае рычаги воздействия на должников просто отсутствуют. Естественно, банк может обратиться к конкретному ученику и его родителям с требованием заплатить по счетам, и даже подать жалобу в суд. Однако, скорее всего, его дело будет проиграно. Родители не просили, чтобы их детям выдавали социальные карты. Поэтому эксперимент в случае конфликта можно будет рассматривать, как навязанную услугу».
Сейчас автоматы, выдающие кредит, по-прежнему стоят в ряде школ Северо-Западного округа. Учителя надеются, что скоро терминалы заменят или перепрограммируют. А пока родители дают своим чадам первый урок экономии. Просят не покупать в буфете лишнего и приносить домой чеки. Правда, как признались «НИ» школьники, это им удается далеко не всегда. В огромных портфелях бумажки быстро теряются.
«Новые Известия» будут следить за развитием этой истории.