Разговаривали два лидера без свидетелей. Тет-а-тет. Тональность, вопреки былым обидам и недомолвкам, была вполне благожелательной. Владимир Воронин даже отметил, что никогда и не думал, что у Игоря Смирнова может быть настолько хорошее настроение. Понятно, что от этой встречи ожидали позитивных заявлений сторон – как никак, а раз уж встретились, то явно не для взаимных претензий. Вернее, на этот раз не только для выражения претензий (без этого-то не обойтись).
Молдавский и приднестровский лидеры договорились о взаимном снятии ограничений на передвижения своих чиновников. «Я незамедлительно обращаюсь в Европейский союз с просьбой снять ограничения на перемещение по странам ЕС руководителей Приднестровья», – с улыбкой под объективами теле- и фотокамер заявил г-н Воронин.
В свою очередь, Игорь Смирнов, комментируя итоги прошедшей встречи, поблагодарил молдавского президента за «откровенную беседу». «В повестке дня у меня было два вопроса: вручение проекта договора о дружбе и сотрудничестве между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова, который, по нашему мнению, как раз бы и являлся решением всех вопросов, и снятие всех экономических и других барьеров по перемещению грузов и людей», – сказал президент ПМР. Президенты Молдавии и Приднестровья также выразили «острожный оптимизм» в отношении будущего переговорного процесса, объявив, что их встречи, как и телефонные переговоры, станут регулярными.
Надо заметить, что нынешняя встреча Воронина и Смирнова – несомненный успех российской дипломатии, прервавшей многолетнее противостояние двух берегов. Москва действительно настойчиво и регулярно пыталась помочь Кишиневу и Тирасполю найти точки соприкосновения, избавиться от накопившегося за годы развода груза взаимных претензий и просто по-человечески понять друг друга. Правда, далеко не все как в Кишиневе, так и в Тирасполе с радостью восприняли новость о начале переговоров. В канун встречи ее противники в двух столицах привычно задействовали отдельные СМИ и другие гласные трибуны, с которых буквально заклинали Воронина и Смирнова обратить внимание на то, кто, кому и когда первый позвонил, кто, когда и где первый сделал то или иное заявление.
Любопытно, что когда встреча все же состоялась, недовольные также нашлись. Наблюдатели и эксперты вовсю принялись за поиск скрытых договоренностей между Россией, США и ЕС о разделении сфер влияния – на этот раз кто, кому что отдает, кто, от кого и что получает. Во всяком случае, понятно одно – возобновлены широкие переговоры в формате «5+2». Его участники – Кишинев и Тирасполь вместе с гарантами – Россией, Украиной и ОБСЕ, а также наблюдателями от ЕС и США – должны сесть за стол переговоров, чтобы, наконец, раз и навсегда определить статус Приднестровья в составе суверенной Молдавии. Именно в составе единой страны. Так записано в базовом договоре между Россией и Молдавией. Об этом не устают повторять дипломаты, однако, судя по всему, представители ПМР с такой трактовкой пока не согласны. Они хотят суверенитета.
Как бы то ни было, но ставшее сенсацией сообщение о том, что состоялась первая за последние семь лет встреча между президентом Республики Молдова Владимиром Ворониным и президентом ПМР Игорем Смирновым – это уже позитивный момент. Хорошо, что переговоры, наконец, возобновились, так как на обоих берегах Днестра люди уже безмерно устали от разрушительной «холодной войны» между Кишиневом и Тирасполем.