Валерий Николаев

14 апреля 2008, 00:00
В полку актеров, ставших режиссерами, прибыло. Теперь по другую сторону камеры встал Валерий Николаев, известный зрителям по главным ролям в «Дне рождения Буржуя» и «Родина ждет». 8 мая в прокат выходит его режиссерский дебют – остросюжетный фильм «Медвежья охота». Правда, по «эту» сторону камеры он тоже остался и сыгр

– Валерий, первый вопрос банален, но неизбежен – почему вы, успешный и востребованный актер, пошли в кинорежиссуру?

– Каждый актер все равно выстраивает себе роль. И таким образом является режиссером своей роли. Не всегда режиссеру хватает времени, сил и желания серьезно заниматься этим полноценно.

– Разве режиссер не должен с актером тщательно роль прорабатывать?

– Хотелось бы, чтобы так было. Но так случается не всегда. Мне повезло – я начинал работу в кино в объединении Георгия Николаевича Данелия. Первый фильм был «Очень верная жена» Валерия Пендраковского, затем снимался у самого Георгия Николаевича в «Насте». Там действительно режиссер работал с актером, помогал выстроить роль. Причем делал это, свободно пользуясь актерскими предложениями. В этом случае режиссер лучше понимает, что он хочет делать, и тогда он либо свободно берет то, что работает на проект, либо отодвигает то, что не нужно. Так делают Филипп Нойс, Оливер Стоун, Стивен Спилберг. Мне повезло поработать с ними, и, глядя на них, я что-то запоминал, чему-то успел научиться. Это накопилось во мне. Вероятно, и природная наглость помогла (улыбается), когда компания «BFG-media» предложила мне сняться в сериале, я предложил им в качестве режиссера себя. Им эта идея понравилась и они не стали спорить, спасибо им огромное за эту возможность. А потом мы пришли от 16-серийного сериала к формату 4 + 1 – четыре серии и полнометражное кино. Ну а результат вы увидите.

– Насколько я знаю, «Медвежья охота» – это первый российский фильм, посвященный деятельности фондовой биржи…

– Фондовый рынок возникал при нас, делали его люди приблизительно моего возраста. Среди них очень много тех, кто любит кино, и они были очень заинтересованы в том, чтобы это было сделано грамотно. Чтобы это не было смешно для профессионалов и в то же время понятно людям далеким от темы. Мы ориентировались на лучшие примеры советского кино. Когда мы смотрели фильмы о летчиках, медиках, физиках-атомщиках, их внутрикастовый язык совершенно нас не напрягал, мы наблюдали за человеческими взаимоотношениями, и это было интересно. Поэтому нас и привлек фондовый рынок. Это как раз та территория, где перспективно, интересно, опасно, чувствуется масштаб. В этом поле очень высокая температура отношений, быстро люди показывают свое настоящее лицо. Нам кажется, что тот стиль монтажа, который мы предложили, отвечает ритму биржевого рынка. Все-таки мы хотели рассказать эту историю языком современного кино.

– Вы теперь, наверное, хорошо разбираетесь в проблемах фондового рынка?

– Не могу сказать, что стал докой, но, естественно, все шесть месяцев подготовительного периода я был в тесном контакте со специалистами «Брокеркредитсервиса», которые нам очень помогли. Пришлось заочно получить образование и защитить кандидатскую в Международном институте информатизации по проблемам организации кинопроизводства. То есть проделать работу, которая позволила мне хотя бы с понимающим глазом произносить слова в кадре.

А монтажер картины Дмитрий Потапов после окончания работы признался мне: «Ты знаешь, я ведь начал играть». Я говорю: «Да ты что!», а он: «Пока электронными деньгами, но выигрываю, я, по-моему, понял». Он загорелся этим. Сознание того, что, сидя дома у компьютера, ты можешь понять, как движутся мировые финансовые потоки, да еще и заработать, а иногда и много, это привлекает всех, кто не ленится учиться. Ну а кому лень, тому вряд ли что-то может быть интересно, кроме поп-корна и такого овощеобразного способа существования. Ну и Бог с ними, это их выбор!

– А вообще актер должен серьезно вникать в профессиональную деятельность своего героя, или достаточно поверхностного знакомства с предметом?

– Хороший актер – должен, плохому – достаточно.

– Отличный ответ! Но давайте немного отклонимся от финансовой темы. В картине есть любовная линия?

– Конечно. У нас снимались самые красивые женщины в мире. И самые талантливые. Слава Богу, в нашей стране их больше всего. Все девочки очень хорошо сыграли. И Лена Полякова. И дебютантка Алиса Мягких прекрасно справилась. И Линда Нигматуллина (дочь советской суперзвезды Талгата Нигматуллина. – Ред.). Она очень волновалась, так как для нее это тоже была одна из первых работ в кино. Она полностью опровергла расхожее мнение, что талант отдыхает на детях великих родителей. В общем, мы очень рады, что девочки согласились. В картине достаточно много эротических сцен. Мы хотели показать красивые отношения, разные отношения.

Но если есть эротика на экране, то мы хотели, чтобы это было сделано вкусно, с правильной пропорцией откровенности. Мне кажется, нам удалось соблюсти баланс.

– Судя по всему, ваш герой ведет активную интимную жизнь.

– Он, слава Богу, ведет активную жизнь! Очень непросто складывается его личная жизнь. Ему есть, над чем задуматься, а зрителю есть, на что посмотреть.

– Можно несколько слов о музыкальном оформлении картины?

– Музыку написал замечательный композитор Владимир Вавилов. Это очень молодой человек, и, вы знаете, я не побоюсь этого слова, он не просто талантливый, он очень талантливый, даже, может быть, близкий к гениальности. Недаром после первого же показа в Алма-Ате он получил несколько предложений от западных продюсеров. Для того, чтобы дописать саундтрек к нашей картине, он не поехал писать свой лейбл в Париже. Говорит «я успею». И успеет!

– Не боитесь жесткой оценки вашей режиссерской работы со стороны кинокритиков?

– Вообще, бояться это только время терять. Критика, которая сейчас звучит, пока очень положительная. И я опасаюсь, что так и будет. А ведь профессионально критиковать – это значит одобрить те моменты, которые явно получились, и обратить внимание на те моменты, которые можно и нужно улучшить, и предложить, как это сделать. Такую критику я жду всеми силами. Как ни удивительно, самая конструктивная, продуманная, детальная критика моих актерских работ на сегодняшний день была на одном радиоэфире в Киеве. Позвонил человек и начал говорить, что хорошо, что надо бы улучшить. Я согласился с 99 % того, что он сказал. А когда я его спросил: «Вы имеете отношение к кино?», он ответил: «Я инженер на заводе холодильных установок». Тут я еще больше порадовался, что у нас такой зритель!

– Вы снимались в первом российском телесериале «Мелочи жизни». Сейчас производство таких картин у нас развивается бешеными темпами. Вы не считаете, что такой сериальный конвейер все-таки вреден для актеров?

– Все зависит от степени понимания того, куда ты идешь и зачем. Попробовав большую часть форматов, которые существуют в сериалах, я убежден, что в любом из них можно и нужно находить возможность делать так, чтобы это было профессионально. Другое дело, хватит ли у каждого из актеров выносливости, собранности, готовности к тому, чтобы делать это быстро. То, что в театре и в кино обычно происходит комфортно, в сериале, если ты хочешь выглядеть хорошо, от тебя требуется гораздо большего включения. Потому что времени меньше, значит, важна точность попадания.

– Не хотелось бы вам проявить свои режиссерские способности в разных жанрах? Снять, к примеру, триллер, или мелодраму?

– Да хоть мультфильм. Главное – о чем. А в каком жанре – это уже неважно. Если найдена тема, которая интересна, а это всегда человеческие отношения, то какая разница мультфильм, комедия, или детектив?! Когда персонаж на экране вдруг для зрителя становится близок и он думает «я же тоже так мучился. Ну-ка, как ты решишь этот вопрос?», тогда происходит сцепка со зрителем.

– Валерий, вы по гороскопу – Лев. Участвуя в проекте «Цирк со звездами», удалось пообщаться со своими «сородичами»?

– О, да, это серьезные ребята. Я даже воспользовался моментом войти в клетку вместе с Запашными. Они мне предложили: «Хочешь действительно понять, что такое 600-килограммовый африканский лев?». Перед тем как войти туда Эдгард сказал: «Если что – бежать не надо, смысла нет». (Смеется.) И вот мы входим. Он лежит. Я говорю: «Погладить-то можно?»– «Да, только лучше к задней части подойди». И вот я пока продвигался от головы к задней части, лежит эта мощь такая, ухом только поводит и по всему телу волна такая по мышцам. Это очень тонизирует! Это царь зверей. Эти животные вызывают восхищение. Мир цирка – особый. Огромное счастье поучаствовать в таком проекте. Появилось столько новых друзей, новых идей, связанных с цирком. Уже озадаченный мной сценарист пишет синопсис, а мы начинаем искать возможность, чтобы этот проект реализовать. J

«МЕДВЕЖЬЯ ОХОТА»

Главный герой фильма Олег Гринев по прозвищу Медведь (Николаев) – младший партнер в брокерской конторе, и успешно играет на фондовой бирже. Надо сказать, «медведями» на сленге называют людей, играющих на понижение курса акций, поскольку медведь наваливается сверху и прижимает к земле. Он умен, амбициозен и обладает безошибочным финансовым чутьем. Игрок хочет перейти в другую лигу и стать действительно крупным финансистом. Олег разрабатывает схему, как сыграть на понижении курса акций заводов «второго эшелона». Находится инвестор, готовый вложить в его проект $100 млн. Но об этом узнают люди, которым знать об этом не надо, поскольку они хотят дестабилизировать обстановку накануне президентских выборов. В результате все идет не так, как задумывалось. Обвал акций становится неконтролируемым. Олег попадает между политических жерновов, и под угрозой оказывается уже не только его репутация, но и жизнь…

#Общество #Новости
Подпишитесь