По последним данным, Росимущество будет пытаться оспорить мировое соглашение между ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» (которое входит в группу «Ист Лайн») и ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово», заключенное в 2006 году в дополнение к договору аренды. Арендная плата за пользование аэродромом была установлена в нем в размере 92 млн. руб. в год. Ее пересмотр был связан с изменениями ставок в других московских аэропортах. Но Росимущество считает, что сумма аренды должна рассчитываться на основании акта оценки имущества аэродрома. Это и стало причиной претензий. Кроме того, государство требует компенсации ущерба от пользования аэродромом с 1998-го по 2006 год в размере 258 млн. руб. Иск Росимущества к группе «Ист Лайн» будет рассмотрен судом в конце апреля.
Стоит сказать, что это не первая и далеко не самая сильная атака госструктуры на владельцев аэропорта «Домодедово». В январе этого года арбитражный суд удовлетворил иск Росимущества о возвращении в федеральную собственность недвижимого имущества аэровокзального комплекса «Домодедово». Агентство посчитало, что сделка по передаче старого аэровокзала в распоряжение группы «Ист Лайн» была проведена с нарушениями, и правосудие с этим согласилось. В результате по решению суда аэровокзал должен быть возвращен государству. Но дело в том, что сделать это нельзя физически. «Росимущество требует вернуть в федеральную собственность объекты, которых давно нет, – рассказал «НИ» начальник группы по связям со СМИ аэропорта «Домодедово» Эльдар Тузмухаметов. – Причем госагентство само признает, что решение суда не может быть исполнено. Тем не менее оно было вынесено и мы намерены его обжаловать в суде вышестоящей инстанции».
Аэровокзальный комплекс «Домодедово» был, по сути, возведен заново, и это знают все, кому в последние годы доводилось «летать» из этого терминала: разницу между «до» и «после» не заметит только слепой. «Вложилась» в это группа «Ист Лайн». К примеру, вместо старого здания площадью 60 609 кв. м было построено современное помещение площадью 270 тыс. кв. м. Другие объекты были либо реконструированы, либо отстроены «с чистого листа». А всего частник, по данным Минтранса, инвестировал в реконструкцию более 1 млрд. долларов.
Предпринимательские круги эта история обескураживает и настораживает одновременно. Особенно если учесть, что она происходит на фоне звучащих в высоких кабинетах заявлений о необходимости полномасштабной поддержки эффективно работающего бизнеса. «Этот случай еще раз показал инвесторам, насколько высоки риски при ведении бизнеса в России, – рассказала «НИ» заместитель председателя Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Елена Николаева. – К сожалению, у нас до сих пор можно оспорить итоги практически любого конкурса на приватизацию имущества. И во многом потому, что большинство решений можно тем или иным способом простимулировать».
По словам г-жи Николаевой, ситуация в стране сейчас такова, что сохранность инвестиций в российский бизнес практически нельзя гарантировать. Так что существует опасность, что случай с «Домодедово» может быть не последним в цепочке подобных событий.