Posted 6 апреля 2008, 20:00

Published 6 апреля 2008, 20:00

Modified 8 марта, 08:18

Updated 8 марта, 08:18

Марш резолюций

6 апреля 2008, 20:00
В минувшие выходные в Москве и Петербурге прошли конференции оппозиции. На состоявшемся в воскресенье форуме «Политическая ситуация в России и путь левой оппозиции» представители непарламентских организаций говорили о необходимости создания альтернативы КПРФ, а также проголосовали за создание оргкомитета по объединению

Либералы решили провести свою конференцию «Новая повестка дня демократического движения России» в весьма символическом месте, в гостинице «Англетер» на Исаакиевской площади, где в 1925 году покончил с собой Сергей Есенин. Но в целом все прошло мирно. «Молодогвардейцев», которые пытались собраться возле гостиницы, правоохранители быстро прогнали. Примечательно, что лидер петербургского «Яблока» Максим Резник, главный организатор мероприятия, был вызван в субботу в прокуратуру на допрос, из-за чего не смог открыть мероприятие. Приехал позже. Кроме него в зале гостиницы «Англетер» собрались лидер СПС Никита Белых, Борис Немцов, лидер ОГФ Гарри Каспаров, лидер «Молодежного «Яблока» Илья Яшин, диссидент Владимир Буковский и другие. Всего около 200 человек.

Продискутировав весь день, участники конференции приняли два итоговых документа: резолюцию и политическую декларацию объединенного демократического движения. В резолюции подчеркивается, что объединение демократических сил в России возможно и необходимо. «Изменить ситуацию в стране может и должно создание мощной политической силы, которая была бы способна консолидировать поддержку миллионов российских граждан с демократическими убеждениями, желающих видеть страну свободной и процветающей», – говорится в резолюции. Ее авторы говорят о необходимости отмены цензуры и «ограничений на свободу собраний и политической деятельности», «восстановлении реального разделения властей». Они не исключают контакта с властью, отмечая при этом, что «наши принципы и требования не могут быть предметом торга, и мы никогда не будем обсуждать с ней кадровые назначения или вопросы финансовой поддержки в обмен на лояльность». Политическая декларация в основном повторяет тезисы резолюции, но является более объемной. Как говорят участники конференции, этот документ принят «в первом чтении», то есть будет в дальнейшем обсуждаться. Главным итогом конференции стало принятие решения о проведении съезда демократических сил России до конца этого года.

Разрушить гипноз КПРФ

На следующий день в столице прошла конференция представителей левой оппозиции. Принять участие в мероприятии прибыло около 300 человек из 60 регионов, среди которых национал-большевики, активисты АКМ, члены РКП-КПСС, РКСМ, свободные профсоюзы. Члены КПРФ присутствовали на конференции в личном качестве. По словам организаторов, коммунистов в зале собрались человек 30.

Называть место проведения форума организаторы мероприятия в духе большевистской конспирации отказывались, вплоть до ее начала. О том, что мероприятие пройдет в конференц-зале гостиницы «Алтай», ее участникам сообщили только в воскресенье утром. «Конференция профсоюзов на 5-м этаже», – было написано на вывеске рядом с лифтом в гостинице. Возле самого здания дежурили несколько милиционеров, которые готовились пресечь проведение несанкционированных акций, и не зря. Вскоре около здания появились около 20 человек с портретами Эдуарда Лимонова, Гарри Каспарова и Михаила Касьянова. «Нам нужна «Другая Россия», – стали скандировать они лозунг «другороссов». Через несколько минут всех собравшихся задержали сотрудники милиции, которые посадили их в милицейский автобус и доставили в ОВД «Марфино». Задержанные причисляют себя к национал-большевикам, однако организаторы акции заявили, что «этих людей не знают», а случившееся назвали «провокацией». В зале тем временем были слышны обращения «товарищ», звучали советские мелодии, а на сцене появился красный флаг с серпом, молотом и звездой. «Что ты меня фотографируешь! – возмущался один из делегатов. – Я же под подпиской». Собравшиеся активно обсуждали прошедшую в субботу акцию нацболов на Красной площади. «Меня тоже забрали, хотя я просто стоял и смотрел», – рассказывал один из «лимоновцев».

На конференции говорили о том, что необходимо создать оргкомитет, который бы начал объединение «левых» организаций в «Левый фронт». О «разумности работать вместе» говорил Эдуард Лимонов. По его словам, есть необходимость объединения не только с левыми, но и с правыми. «Коалиция с буржуазными демократическими партиями будет лишь тактическим, а не идеологическим союзом. Это объединение не означает смену целей и лозунгов партий левой оппозиции», – следуя заветам Ульянова-Ленина, говорил он. Также г-н Лимонов отметил, что никакого диалога с властями быть не может. А лидер АКМ Сергей Удальцов тоже в духе теоретиков марксизма-ленинизма назвал демократов «временными попутчиками» и отметил, что «будущее левых сил более перспективно, чем либеральных».

Многие выступавшие говорили о необходимости создания альтернативы КПРФ, которая уже не является оппозицией, играет по правилам властей, а верхушка партии, по их мнению, «заснула» и «покрылась жиром». Аплодисменты вызвала реплика Эдуарда Лимонова о необходимости разрушения «гипноза КПРФ». В ответ один из секретарей Карельского отделения КПРФ Александр Меркушев отметил, что «ситуация в левом движении такая, что мы больше обвиняем друг друга в смертных грехах, а не сотрудничаем», а также выразил надежду на то, что со временем КПРФ начнет сотрудничать с непарламентскими левыми.

По итогам конференции делегаты приняли декларацию, в которой говорится «о необходимости сплочения для противодействия социальному и политическому курсу в нашей стране». Новую партию или организации левые пока создавать не планируют, но намерены работать в рамках координационного совета, в котором будут взаимодействовать различные структуры. «Мы зовем вперед – к созданию социалистического общества, основанного на сочетании общественной собственности, политической и производственной демократии», – говорится в документе. Также там отмечается необходимость сотрудничества с представителями либеральной оппозиции, чтобы «нас не придавили поодиночке».

Сумеет ли оппозиция объединиться?

Алексей МУХИН, генеральный директор Центра политической информации:

– Верится с трудом. Перед парламентскими выборами была цель – войти в парламент в том или ином виде, то есть легализоваться в тех сложных условиях, которые перед партиями поставила власть, изменив партийное и избирательное законодательство. Сейчас же при условии сохранения ключевых персон на лидерских позициях в демократическом право-либеральном крыле и у так называемых левых отсутствуют объективные основания для объединения, кроме гипотетической доброй воли. По сути, никаких изменений не произошло. Ожидалось, что произойдет некоторое вливание свежей крови. Но лидеры второго эшелона, вроде Резника и так далее, по-прежнему на вторых ролях, а их идеи не востребованы.

Вячеслав НИКОНОВ, президент фонда «Политика»:

– История молодых, формирующихся демократий – это история исчезновения политических партий. Сначала их бывает много, потом остается мало. Поэтому когда более-менее складывается партийная система в стране, попытки встроиться в нее далеко не всегда могут приносить результаты. Скорее это будет исключением, чем правилом. Скажем, «зеленым» удалось в Германии стать политической силой только после того, как уже там все сложилось. Но все аутсайдеры, конечно, будут стараться пробиваться обратно в высшую лигу.

Алексей МАКАРКИН, вице-президент Центра политических технологий:

– Сейчас и для Каспарова, и для Лимонова, и для СПС есть одна общая задача, которая в чем-то их сближает. Это задача продержаться, сохраниться на политической арене или хотя бы на ее периферии. Сохранить какие-то организационные возможности, какое-то минимальное присутствие в СМИ и узнаваемость. Вот они и пытаются продержаться. Но когда они пытаются выжить, они все время вступают друг с другом в конфликт по поводу того, что делать, как относиться к власти, с какими идеями идти к гражданам и так далее.

Подпишитесь