После распада Советского Союза вне российских пределов в городах и весях бывших республик осталось 80 театральных коллективов, которые в одночасье превратились из «головных» культурных объектов в форпосты чужой культуры. Театры оказались заложниками отношения местных властей к русской культуре, столкнулись с проблемой обучения кадров и нехватки профессионального общения с коллегами. Самой острой проблемой, безусловно, стала проблема сокращения «русскоязычных» зрителей в зале.
Полтора месяца назад в Таллине главный редактор газеты Sirp Каарела Таранда опубликовал статью, в которой он призывает закрыть в городе Русский театр на том основании, что он слишком дорого обходится налогоплательщику, так как посещают его всего лишь пять процентов русскоязычной публики. Статья вызвала возмущение местных властей и деятелей культуры. Журналисту отвечали, что приведенные им факты некорректны (помещение театра ремонтировалось и коллектив играл на чужих площадках). Русский театр удалось отстоять, хотя пост художественного руководителя покинул московский режиссер Михаил Чумаченко (контракт с ним был расторгнут досрочно). Новое руководство размышляет о путях привлечения в театр эстонских зрителей (один из путей делать переводы спектаклей на эстонский).
Понятно, театр вряд ли может существовать без языковой зрительской среды. Трудно представить себе существование в Москве, скажем, Итальянского театра или Испанского театра. Но и там, где «среда» сохранилась, Русскому театру приходится доказывать свое право на существование местным властям.
Марк Захаров заметил, что «иногда политические амбиции перевешивают над культурными ценностями. Нам всем нужно легче относиться к различным политическим течениям и надо бережно относиться к нашим культурным связям, которые имеют многовековую давность. Ведь политики приходят и уходят, а культурные связи остаются надолго».
Председатель Союза театральных деятелей Молдавии Аурелиан Данилэ считает, что выходом из ситуации могло бы стать приравнивание статуса Русского театра к театру национальному и финансирования его как одного из объектов национальной культуры.
В Тбилиси на помощь Русскому театру пришли меценаты. Так, новое здание Русского театра имени Грибоедова в Тбилиси построено и оборудовано по последнему слову техники без привлечения государственных средств, исключительно силами меценатов. Тяжелая экономическая ситуация в Грузии больно ударила по труппе, многие актеры покинули Тбилиси. И тогда на помощь пришли коллеги из грузинских театров. Владеющие русским языком актеры играют на сцене Русского театра по контракту. Георгий Кавтарадзе заметил, что Русский театр существует в Грузии уже 160 лет. И он не может считать его «чужим театром».
Проблемой сейчас стало воспитание актерской смены. Как объяснил директор Тбилисского русского театра имени Грибоедова Николай Свентицкий, «недавно с большим трудом мы смогли открыть русский курс в Тбилисском театральном институте. При этом студенты этого курса не изучают классическую русскую литературу. Считается, что театр должен нести зрителю русский язык, русскую культуру. А если этого нет, то театр не выполняет свою функцию. И здесь мы рассчитываем на помощь русских коллег».
В 2004 году Союз театральных деятелей России разработал программу государственной и общественной поддержки русских театров стран СНГ и Балтии. Как сказал Александр Калягин, «я имел очень долгую беседу с президентом Владимиром Путиным, в результате которой был создан Центр поддержки русских театров. Мы начинали эту программу с приглашения в русские театры СНГ и Балтии российских актеров, которые занимались обучением и давали мастер-классы. Каждое лето в Россию приезжают молодые актеры до тридцати лет из бывших республик, и в течение месяца проходят своего рода «курсы повышения квалификации», на которых они занимаются с ведущими мастерами нашего театра. Мы помогаем и гастрольной деятельности русских театров из ближнего зарубежья. Однако моей мечтой является создание на базе русских театров – так называемых «русских домов», русских культурных центров».
Подытоживая дискуссию, Юрий Соломин констатировал: «Мы должны крепить дружеские контакты напрямую. Скажем, сейчас мы ждем гастролей на сцене Малого театра киевского Русского театра имени Леси Украинки. Гастроли киевского театра было организовать очень тяжело, но все-таки в апреле они состоятся».
В завершении «виртуальной» встречи все ее участники договорились, не дожидаясь поддержки «сверху» от властей, решать вопросы «снизу», поскольку, как известно, спасение утопающих дело рук самих утопающих. А также подняли бокалы с минеральной водой за День Театра.
«Новые Известия» поздравляют театральных деятелей с их профессиональным праздником.