Posted 26 марта 2008, 21:00

Published 26 марта 2008, 21:00

Modified 8 марта, 08:02

Updated 8 марта, 08:02

ЕГЭ дороже золота

26 марта 2008, 21:00
В начале недели было опубликовано письмо Рособрнадзора, в котором определены правила награждения медалями школьников при сдаче ЕГЭ. Отличник может получить золотую медаль, даже если сдаст один из тестов на «четверку». Выпускнику, идущему на серебряную медаль, разрешается получить отметку «хорошо» по трем предметам. Меж

Золотая медаль, полученная в школе, всегда считалась знаком качества, доказательством старательности и таланта выпускника. Кроме того, она облегчала выпускнику поступление в вуз. Выбирая из абитуриентов, набравших одинаковое количество баллов, предпочтение всегда отдавалось медалисту. Кроме того, обладатель «золота» зачислялся в вуз сразу после первого экзамена, если он сдавал его на «пятерку». Однако с 2009 года все изменится. «При вводе ЕГЭ практический смысл медали «золотой» или «серебряной» пропадает, – рассказал «НИ» председатель комиссии по образованию Московской городской думы Евгений Бунимович. – За наградой сохранится только почетная функция. Она не сможет уже давать абитуриенту привилегий при поступлении в вуз. Таким образом, медалисты окажутся на равных вместе с остальными выпускниками школ».

Большинство специалистов убеждены: система льгот медалистам давно себя дискредитировала. «Дело в том, что многие медалисты не заслуживают на самом деле награды, – рассказал «НИ» профессор педагогических наук Башкирского государственного педагогического университета Владимир Антонов. – Успешно экзамены в вуз сдает только каждый десятый. Остальные на собеседовании двух слов связать не могут». «По моим наблюдениям, только половина медалистов соответствует нашим требованиям, – пояснил «НИ» ректор МГТУ им. Баумана Игорь Федоров. – Мне кажется, в этом главная вина ранней специализации в школе, которая не дает детям получить должный уровень знаний по всем предметам».

Общеизвестно, что на медали многих школьников «тянут». Не- удивительно поэтому, что в мелких провинциальных городах выпускается больше медалистов, чем в Москве, хотя в столице их тоже не мало – порядка 5–6 тысяч. Бывает, что школы даже зарабатывают на своих медалистах. «В школе, где учится моя дочь, педагоги отбирают из класса нескольких ребят и говорят им в открытую, что будут вести их на медаль, – рассказал «НИ» москвич Иван Ветров. – Какое-то время педагоги ставят детям отличные оценки, нахваливают. А потом внезапно все меняется: по некоторым предметам появляются тройки и даже двойки. Удивленным мамам и папам учителя советуют не волноваться, а устроить своих детей на дополнительные платные курсы, которые проходят здесь же в школе. Плата небольшая – около 400 рублей в месяц, поэтому родители соглашаются на это предложение. Ситуация мгновенно меняется: опять идут «пятерки».

Упразднение медалей решит проблему. Но породит массу других, считают другие специалисты. «Отмена льгот для медалистов совершенно лишняя мера. Следует бороться не со школьниками, получившими «золото» или «серебро», а с коррумпированными учебными заведениями, – рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Многие ребята действительно старались все годы учебы. Достаточно установить жесткий контроль над учителями и администрацией школы, чтобы они не завышали ему оценок и не выделяли среди прочих школьников».

Как бы то ни было, уже через год определяющую роль в поступлении будут играть результаты ЕГЭ и профессиональные собеседования в вузах. Эти собеседования – лазейка, которая позволяет вузам выбирать себе студентов, абстрагируясь от ЕГЭ. Станет ли это новой почвой для коррупции или наоборот, подарит шанс талантливым в узкой области ребятам, покажет время.

Подпишитесь