Posted 26 марта 2008, 21:00
Published 26 марта 2008, 21:00
Modified 8 марта, 08:02
Updated 8 марта, 08:02
Золотая медаль, полученная в школе, всегда считалась знаком качества, доказательством старательности и таланта выпускника. Кроме того, она облегчала выпускнику поступление в вуз. Выбирая из абитуриентов, набравших одинаковое количество баллов, предпочтение всегда отдавалось медалисту. Кроме того, обладатель «золота» зачислялся в вуз сразу после первого экзамена, если он сдавал его на «пятерку». Однако с 2009 года все изменится. «При вводе ЕГЭ практический смысл медали «золотой» или «серебряной» пропадает, – рассказал «НИ» председатель комиссии по образованию Московской городской думы Евгений Бунимович. – За наградой сохранится только почетная функция. Она не сможет уже давать абитуриенту привилегий при поступлении в вуз. Таким образом, медалисты окажутся на равных вместе с остальными выпускниками школ».
Большинство специалистов убеждены: система льгот медалистам давно себя дискредитировала. «Дело в том, что многие медалисты не заслуживают на самом деле награды, – рассказал «НИ» профессор педагогических наук Башкирского государственного педагогического университета Владимир Антонов. – Успешно экзамены в вуз сдает только каждый десятый. Остальные на собеседовании двух слов связать не могут». «По моим наблюдениям, только половина медалистов соответствует нашим требованиям, – пояснил «НИ» ректор МГТУ им. Баумана Игорь Федоров. – Мне кажется, в этом главная вина ранней специализации в школе, которая не дает детям получить должный уровень знаний по всем предметам».
Общеизвестно, что на медали многих школьников «тянут». Не- удивительно поэтому, что в мелких провинциальных городах выпускается больше медалистов, чем в Москве, хотя в столице их тоже не мало – порядка 5–6 тысяч. Бывает, что школы даже зарабатывают на своих медалистах. «В школе, где учится моя дочь, педагоги отбирают из класса нескольких ребят и говорят им в открытую, что будут вести их на медаль, – рассказал «НИ» москвич Иван Ветров. – Какое-то время педагоги ставят детям отличные оценки, нахваливают. А потом внезапно все меняется: по некоторым предметам появляются тройки и даже двойки. Удивленным мамам и папам учителя советуют не волноваться, а устроить своих детей на дополнительные платные курсы, которые проходят здесь же в школе. Плата небольшая – около 400 рублей в месяц, поэтому родители соглашаются на это предложение. Ситуация мгновенно меняется: опять идут «пятерки».
Упразднение медалей решит проблему. Но породит массу других, считают другие специалисты. «Отмена льгот для медалистов совершенно лишняя мера. Следует бороться не со школьниками, получившими «золото» или «серебро», а с коррумпированными учебными заведениями, – рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Многие ребята действительно старались все годы учебы. Достаточно установить жесткий контроль над учителями и администрацией школы, чтобы они не завышали ему оценок и не выделяли среди прочих школьников».
Как бы то ни было, уже через год определяющую роль в поступлении будут играть результаты ЕГЭ и профессиональные собеседования в вузах. Эти собеседования – лазейка, которая позволяет вузам выбирать себе студентов, абстрагируясь от ЕГЭ. Станет ли это новой почвой для коррупции или наоборот, подарит шанс талантливым в узкой области ребятам, покажет время.