Не успели журналисты «Новой газеты» получить из Следственного комитета постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту смерти их коллеги Юрия Щекочихина, как сами же сыщики начали новую проверку. Вчера неожиданно для всех председатель СК при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин заявил, что лично инициировал очередную, четвертую уже проверку обстоятельств смерти журналиста «Новой газеты» Юрия Щекочихина. Главу Следственного комитета не удовлетворило, что его подчиненные так и не завели уголовное дело. К тому же Бастрыкин признался, что о решении районного следователя не начинать расследование он узнал из газет.
«В ходе третьей проверки судмедэксперты провели повторное исследование смерти Щекочихина, и экспертная комиссия пришла к выводу, что смерть депутата наступила вследствие заболевания, – рассказал «Новым Известиям» руководитель отдела взаимодействия со СМИ Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин. – Однако г-н Бастрыкин постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменил и все материалы направил на дополнительную проверку». На этот раз собирать доказательства поручили сотрудникам Московского городского следственного управления.
В «Новой газете» были шокированы такой активностью следователей. Раньше, чтобы инициировать проверку, журналистам и родным погибшего журналиста приходилось посылать многочисленные запросы и обивать пороги разных ведомств. «Мы все пребываем в глубочайшем удивлении, – поделился с «НИ» заместитель главного редактора «Новой газеты» Сергей Соколов. – Можно предположить, что г-н Бастрыкин действительно поздно узнал о решении своих подчиненных не заводить уголовное дело. Но вероятно и то, что так пытаются поднять рейтинг ведомства. Мы уже устали гадать, что стоит за разными политическими решениями по этому вопросу. Для нас сейчас главное – результат, чтобы эта проверка закончилась возбуждением уголовного дела и наконец-то началось расследование. Юрий Щекочихин выводил на чистую воду чиновников, и у него было очень много врагов. Он расследовал дело о контрабанде мебели в «Трех китах». Перед смертью ему угрожали». Для родственников Юрия Щекочихина, уверенных, что его отравили, решение СК тоже стало полной неожиданностью. «Даже странно, что не пришлось в очередной раз куда-то ходить и просить о новой проверке. Ведь после третьего отказа в возбуждении уголовного дела сдаваться мы не собирались, – рассказал «НИ» сын журналиста-расследователя Дмитрий. – Теперь у нас появилась хоть какая-то надежда, что правосудие в этой стране начнет работать».
Аналитики, впрочем, сомневаются, что после четвертой проверки дело все-таки возбудят. По мнению специалистов, в Следственном комитете выжидают момент, пока общественность успокоится. «Для следователей сейчас не лучшее время, чтобы все твердили об отказе в возбуждении этого дела, – признался «НИ» зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике и информационным технологиям и связям Борис Резник. – Это звучит слишком громко, а у СК сейчас много своих внутренних проблем и конфликтов. Например, с Генпрокуратурой. Я знал Юрия Щекочихина и видел, как он за одну неделю состарился – с него клоками вылезали волосы и кожа. Врачи говорили, что это отравление, а после смерти вдруг выяснили, что аллергическая реакция. Не считаю, что в этом будут копаться. В Следственном комитете думают о пиаре, и лишний шум сейчас не нужен». Напомним, Юрий Щекочихин умер в ночь на 3 июля 2003 года.