Posted 25 марта 2008, 21:00
Published 25 марта 2008, 21:00
Modified 8 марта, 02:09
Updated 8 марта, 02:09
В принципе все говорили об одном и том же. Палестинские же источники обратили особое внимание на тот факт, что на пресс-конференции в Рамалле после встречи с главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом вице-президент США Чейни заявил, что «процесс мирного урегулирования требует болезненных уступок с обеих сторон». А вот Ангела Меркель Рамаллу вообще проигнорировала.
Меркель неоднократно заявляла, что в свете исторической вины немцев перед еврейским народом между Берлином и Иерусалимом будут складываться особые отношения. Свою речь на специальном заседании кнессета немецкий лидер начала на иврите. Она заявила, что считает большой честью для себя выступать в израильском парламенте. Продолжив выступление на немецком, Меркель напомнила об особых отношениях ФРГ и Израиля, основанных на «борьбе Германии против антисемитизма, ксенофобии и расизма». Израильские и немецкие обозреватели не обошли вниманием тот факт, что канцлер Меркель посещает еврейское государство уже в третий раз, в то время как предыдущий глава немецкого правительства Герхард Шредер был в Израиле лишь однажды. Причем нынешний визит не предусматривал никаких встреч с представителями Палестинской национальной администрации. Лига арабских государств от имени всех 22 своих членов выразила решительный протест в связи с определением немецким канцлером Израиля как «государства евреев».
Члены немецкой делегации, надо сказать, не стеснялись нарушать дипломатический этикет. Так, министр экономики Германии Михаэль Глос в беседе с израильским коллегой Эли Ишаем назвал Махмуда Аббаса «слабым лидером». При этом Глосс откровенно заявил, что он не верит в мирный процесс на Ближнем Востоке. Более того, согласно подписанному в Иерусалиме соглашению, в скором времени пройдут совместные маневры Армии обороны Израиля и бундесвера. Это известие вызвало в Европе большой резонанс. Более того, римская Il Messagero и мадридская El Mundo сообщили, что Германия и Израиль договорились о совместной разработке секретных военных технологий.
Поразительно, но камнем преткновения в германо-израильских отношениях едва не стал вопрос выступления Меркель перед израильскими парламентариями на немецком языке. «Я не могу слышать этот язык в кнессете, – заявил Арье Эльдад, депутат от блока «Национального единства» и Национально-религиозной партии. Кстаи, Эльдад одновременно и член парламентской комиссии по регламенту. Его поддержал соратник по блоку Ури Ариэль, заметивший, что «люди, говорившие на этом языке, убили миллионы наших соплеменников».
Эльдад и Ариэль предложили немецкому канцлеру выступить в кнессете по-английски или по-русски. Оба депутата заявили, что русский будет для Меркель даже предпочтительнее, так как она по нему отлично успевала в школе исчезнувшей с карты мира ГДР. Однако остальные члены ПКР решили иначе и «разрешили» канцлеру Германии говорить по-немецки. Тем не менее группа депутатов демонстративно покинула зал заседаний кнессета, как только канцлер заговорила на своем родном языке. Показательно, что выступление Меркель повергло в негодование и парламентариев-арабов, посчитавших, что немецкий гость «забыла про катастрофу палестинского народа, согнанного со своей земли».
По возвращении в Германию канцлер встретила довольно противоречивую реакцию соотечественников на свой ближневосточный вояж. Второй человек в парламентской фракции «зеленых» Юрген Триттен весьма сердито заявил о том, что «для ускорения мирного процесса на Ближнем Востоке Западная Европа обязана устанавливать диалог не только с Израилем, но и с ХАМАС». А эксперт по внешней политике из социал-демократической фракции бундестага Рольф Мютцених выступил с особым заявлением на страницах «Кельнер штадт анцайгер»: «Я только что вернулся из Бейрута, где имел долгий разговор с ливанским премьер-министром Фуадом Синиорой и просирийским лидером оппозиции Мишелем Аоуном. Целиком присоединяюсь к высказанной ими оценке: «Все знают об особой исторической ответственности и вине Германии по отношению к еврейской нации. Но это вовсе не должно мешать госпоже бундесканцлерин высказывать свое ясное мнение и по Палестине».