Вообще-то предполагалось, что весь мир перейдет на электронные билеты (E-ticket) с 1 января 2008 года, но из-за технической неготовности многих авиакомпаний и аэропортов (в том числе и российских), час икс перенесли на 1 июня текущего года. Технология продажи электронных билетов появилась в 1996 г. в США. Ее удобство заключается в том, что пассажиру можно совсем не иметь на руках бумажного бланка. Такой билет нельзя забыть, потерять или повредить, его невозможно украсть. Вся необходимая информация находится в электронном виде. Доступ к ней осуществляется через расположенные в аэропортах специальные терминалы, работающие с E-ticket. Билет можно приобрести непосредственно на сайте авиакомпании, не пользуясь услугами посредников. E-ticket позволяет пассажиру дистанционно зарегистрироваться на рейс, заранее выбрав, к примеру, наиболее удобное для него место в салоне самолета. С электронным билетом проще не только пройти регистрацию, но и бронировать места на международных рейсах, менять дату и направление полета.
Приобрести электронный билет возможно и в офисе продаж авиакомпании или по телефону – в этом случае высылаемое по электронной почте подтверждение бронирования вам выдадут на руки. Авиакомпании рекомендуют сохранять его во время всего путешествия.
Пока же большинство авиаперевозчиков используют обе формы билетов, стимулируя потребителей покупать электронные билеты различными скидками и бонусами. В России E-tickets начали внедряться в 2006 г. Популярность их растет, но, в основном, в Москве и других больших городах.
Решение о постепенном переходе на электронные билеты приняла в 2004 г. Международная ассоциация воздушного транспорта IАТА (International Air Transport Association) – неправительственная организация со штаб-квартирой в Монреале (Канада), объединяющая около 400 авиакомпаний из 163 стран и территорий мира. На участников IАТА приходится 94% международных рейсов, и все они работают в системе взаиморасчетов BSP, действующей в рамках этой организации. Специалисты IАТА уверены, что с электронным билетом только на бумаге и печати авиакомпании мира будут экономить не менее $3 млрд. в год, так как один электронный билет обходится в $1, а бумажный – в $10. 24 января 2007 г. Министерством юстиции РФ был зарегистрирован приказ Министерства транспорта РФ № 134 от 8 ноября 2006 г. «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации», что обеспечило признание электронного билета в качестве перевозочного документа. К концу 2007 г. в России в месяц продавалось около 15 тыс. электронных билетов, что составляло около 65% всех билетов BSP, реализуемых в стране. |