В 207-ю годовщину убийства императора Павла I, 24 марта, Паломнический центр Московского патриархата организует поездку в Санкт-Петербург, к усыпальнице государя. Ожидается, что в этот день перед ней отслужит панихиду митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Сотрудниками Паломнического центра вскоре будет разработана целая серия маршрутов, связанных с памятью русских царей. В частности, один из них будет приурочен к 90-летию со дня расстрела семьи Николая II. Что касается нынешнего паломничества, то оно влетит верующим в копеечку. Стоимость трехдневного тура – 4,5 тыс. рублей, не включая железнодорожные билеты. Помимо Санкт-Петербурга, они посетят Гатчину, Павловск, Царское Село и Вырицу.
Без преувеличения, Павел – самый загадочный из российских императоров. В советское время о нем сложилось представление как о психопате, смыслом правления которого была муштра. Однако не случайно еще при жизни его называли «русским Гамлетом» и «русским Дон-Кихотом» (последнее определение принадлежит Наполеону). После убийства Павла постепенно начал складываться его культ, чуть не ознаменовавшийся причислением императора к лику святых. Помешала революция.
Одним из главных оснований для канонизации являются чудеса, совершенные по молитвам к «кандидату в святые». Церковными историками ХIХ века было зафиксировано не менее 300 таких случаев. Правда, почти все они связаны почему-то с финансовыми затруднениями. Купец, который задолжал вдове покойного приятеля деньги и отказывался их отдавать, вдруг начал умолять ее приехать и забрать долг. А все потому, что она по совету служанки поплакала у гробницы Павла. То император Павел явился игуменье бедного монастыря во сне, обещав ей помочь – и через пару дней в обитель поступило пожертвование в 25 тыс. То две содержательницы пансиона благородных девиц, отслужив панихиду у гробницы Павла, немедля пополнили свой бюджет...
Народное почитание государя возобновилось в последние годы. А вместе с ним, как утверждает питерское духовенство, снова стали твориться чудеса. И раздаваться призывы к канонизации Павла I. В 2001 году руководство Союза православных хоругвеносцев объявило о намерении бороться за его прославление в одном ряду с мальчиком Андрюшей Ющинским, в убийстве которого в 1911 году обвиняли евреев, солдатом Евгением Родионовым, погибшим в Чечне, и певцом Игорем Тальковым.
Прошлой осенью в Михайловском замке, где Павел был убит, состоялась выставка живописных работ сестры Николая II Великой княгини Ольги Александровны, на открытие которой приехала из Торонто ее невестка Ольга Куликовская-Романова. По словам Ольги Николаевны, место для выставки было выбрано не случайно. «Здесь одна из русских голгоф, – заявила она. – Ольга Александровна верила, что государь Павел Петрович святой. Ее убежденность в святости императора Павла передалась и мне. Я надеюсь, что косвенным результатом этой выставки станет канонизация РПЦ благочестивого мученика Павла Петровича».
Шансы стать святым у Павла велики. Духовенство при нем процветало: Павел увеличил им оклады, а прихожан обязал обрабатывать церковные земли, утвердил для священнослужителей наградной крест, открыл несколько семинарий и духовных академий. Да и потом, если уж РПЦ канонизировала Николая II, никто не удивится и канонизации его убиенного предка.