Posted 4 марта 2008, 21:00

Published 4 марта 2008, 21:00

Modified 8 марта, 08:13

Updated 8 марта, 08:13

Ядерное одиночество

4 марта 2008, 21:00
В понедельник Совет Безопасности ООН проголосовал за введение новых санкций против Ирана. Все дело опять в отказе Исламской республики остановить программу обогащения урана. Тегерану предлагается в трехмесячный срок свернуть свою программу и дать исчерпывающие объяснения по всем интересующим мировое сообщество вопросам

В понедельник 14 голосами «за» при одном воздержавшемся (в этой роли выступила Индонезия) Совбез принял резолюцию 1803, обязывающую Исламскую Республику Иран в течение 90 дней свернуть ядерную программу, связанную с обогащением урана. В противном случае вступит в действие «третий раунд» санкций в отношении Ирана, который предусматривает запрет на поездки за рубеж иранских официальных лиц, участвующих в разработке ядерной программы, замораживание счетов подключенных к атомному проекту иранских компаний и банков, а также принудительную инспекцию грузов, направляющихся в Иран. Официально резолюцию 1803 предложили представители Великобритании и Франции. При этом Россия с самого начала выступила в поддержку документа. Постпред России при ООН Виталий Чуркин заявил о готовности Москвы поддержать ужесточение санкций, поскольку Иран отказывается пойти навстречу мировому сообществу и приостановить обогащение урана. Российский дипломат подтвердил, что новые санкции не распространяются на возводимую Россией АЭС в Бушере и не предполагают военных мер. «Совбез исключает санкционирование использования каких-либо силовых мер в отношении Ирана», – подчеркнул Виталий Чуркин.

Каких-то особых препирательств и споров по содержанию документа, по сути, не было. Члены Совбеза приступили к детальному обсуждению проекта резолюции в минувший четверг, к субботе вопрос был решен. Лишь чисто технические сложности не позволили России, председательствующей в марте в СБ ООН, поставить документ на голосование уже 1 марта.

Иран, в свою очередь, утверждает, что его ядерная программа направлена на производство не ядерного оружия, как подозревают на Западе, а электроэнергии, и считает новые санкции незаконными, и, следовательно, прекратить эту программу он наотрез отказывается. На самом же заседании представителю Ирана Мохаммаду Хази не оставалось ничего другого, как назвать проект резолюции «политически мотивированным, незаконным и неправомерным».

Одним словом, Тегерану дали еще три месяца для того, чтобы передумать. Правда, события последних лет доказывают, что даже думать о том, чтобы передумать, Иран не собирается. «Мне не совсем понятно, а что собственно будет после этих 90 дней?», – недоумевает в разговоре с «НИ» президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. «Ведь, по сути, резолюции ООН принимаются не для того, чтобы их выполнять. Это некое коллективное «ай-ай-ай» в адрес Ирана и не более. Что случится через три месяца – американский десант высадится в Тегеране? Я не понимаю, и уверен, что те, кто принял резолюцию, тоже не понимают», – убежден собеседник нашей газеты.

По словам эксперта, рассказы иранских лидеров о «мирных намерениях» полного ядерного цикла – не что иное, как подтверждение: года через три Исламская республика будет обладать этим оружием, а через пять еще и его носителями. И тогда ситуация станет совсем запутанной, Иран станет членом ядерного клуба, нераспространение рухнет окончательно, и как будут развиваться события спрогнозировать практически невозможно.

«У меня нет оснований не доверять лидерам Ирана, когда они говорят о том, что не намерены строить оружие массового уничтожения», – заявил «НИ» шеф московского бюро ирано-арабского телеканала «Аль-Алам» Абдалла Иеса. «После того, как спецслужбы США предоставили президенту Бушу доклад, в котором говорилось о том, что доказательств строительства ядерной бомбы в Исламской республике, не существует, в Тегеране многие восприняли резолюцию, как очередной виток давления на страну. Поэтому очевидно, что президент Ахмадинежад не прекратит работу над обогащением урана. Что же касается позиции России в данном вопросе, то и тут все понятно – в Москве очень побаиваются расширения ядерного клуба, поэтому Россия и поддержала резолюцию».

«Необходимо разрушить сложившийся штамп: Россия никогда не проводила проиранскую политику, она проводила политику пророссийскую», – уверен Евгений Сатановский. «Ирану очень бы хотелось столкнуть Запад и Россию хоть в чем-то, причем последняя должна была бы быть как раз на стороне Тегерана. Ведь все западные страны в таком случае будут выглядеть как агрессоры. Однако, к счастью, Москва оказалась гораздо дальновидней, что и отразилось в резолюции».

Подпишитесь