Posted 3 марта 2008, 21:00
Published 3 марта 2008, 21:00
Modified 8 марта, 08:15
Updated 8 марта, 08:15
– Борис, как возникла идея такого фестиваля?
– Театральный фестиваль «Новая драма» попросил меня провести день кино и подобрать интересные короткометражки. Совершенно неожиданно для меня это привлекло огромное количество людей. Все прошло очень хорошо. А у продюсера Михаила Синева, видимо, давно уже была идея такого кинофестиваля, и он предложил мне стать отборщиком. Мы абсолютно сошлись во мнениях о том, какое кино нужно отбирать. Это нетелевизионное документальное кино, которое стремится к художественному. Настоящее, без музыки, без говорящих голов, без записных интервью, без интересных пейзажей и так далее. И точно так же мы договорились отбирать художественное кино, которое стремится к документалистике. То есть с простой, какой-то очень ясной историей, без красивых кадров, философских притч. Мне кажется, этот фестиваль еще создан для того, чтобы зрители приходили и видели, как сидящие с ними рядом люди просто взяли камеру, начали снимать, и у многих из них получилось. Если ты талантливый и работоспособный, все получится.
– Но ведь у многих тогда могут появиться ложные представления о том, что можно и не учиться этому профессионально. Нужно всего лишь купить камеру…
– Они же очень быстро развеиваются! И, если у человека появляется представление, что вот сейчас он все сделает, а его первый фильм оказывается плохим, то он дальше не будет этим заниматься. А работоспособный и талантливый просто сделает еще 15 фильмов. И с каждым фильмом что-то нарабатывается. Человек входит в эту среду «доковскую», они общаются, меняются фильмами. Для нас главное – качество фильма. Многие из участников фестиваля не заканчивали специальные институты. Поскольку я сам не учился на режиссерском факультете (по образованию Борис киновед. – Авт.), я верю, что если смотришь достаточное количество фильмов, то это намного полезнее, чем ходить на лекции по режиссуре. У нас на фестивале два года назад впервые показали фильм Сергея Лобана «Пыль», который стал абсолютным хитом. Вот, кстати, пример фильма, который окупился в прокате в 20 (!) раз. Он стоил 3000, а собрал почти 30 000. Фильм человек сделал в домашних условиях.
– Насколько сложно в наше время блокбастеров снимать независимое кино?
– Если честно, очень сложно. У меня просто создались абсолютно тепличные условия благодаря продюсеру Роману Борисевичу, который вкладывается в проекты, которые я предлагаю. И лично мне не сложно снимать. Но вообще деньги на такое кино найти дико сложно. Кино у нас вообще не было востребовано лет 8–10 назад. И то, что у нас сейчас происходит, – это такое зарождение экономики на Диком Западе. Но развивается все бешеными темпами. Сейчас многие продюсеры присматриваются к малобюджетным проектам. Тот же самый «Питер FM» показал, что малобюджетное кино может собирать огромные деньги. Фильм «Связь» Дуни Смирновой тоже собрал неплохие деньги в прокате, а это очень камерная история. На самом деле, намного проще отбить фильм, который стоит два миллиона, чем тот, который стоит пятнадцать. Я думаю, рынок просто начнет делиться на разные цеха. Будет цех огромных фильмов, цех фильмов для женщин, для детей и так далее.
– Во всех ваших фильмах главный герой – мужчина. А вы не хотели бы снять какую-нибудь простую историю про женщину, самую обыкновенную, не бизнес-вумен и не фотомодель?
– Мне кажется, очень сложно вот так вот взять и подумать: а следующий фильм я сниму про женщину! Это похоже скорее на бизнес-план – сначала сниму про это, потом про то. Если мне в голову придет прекрасная история о женщине, я сниму такое кино. J