Posted 2 марта 2008, 21:00
Published 2 марта 2008, 21:00
Modified 8 марта, 08:15
Updated 8 марта, 08:15
В минувший четверг глава сербского минюста Душан Петрович подписал запрос о выдаче из России членов семьи бывшего лидера страны Слободана Милошевича. Вдову и сына Милошевича обвиняют в организации преступной группировки, занимавшейся контрабандой сигарет и незаконными операциями с недвижимостью. Против Мирьяны (Миры) и Марко выдвинуты еще и обвинения в причастности к убийству троих членов «революционного» движения «Отпор» в городке Пожареваце в мае 2000 года. Сами обвиняемые свою вину полностью отрицают.
А 31 января этого года сербская газета Blic, со ссылкой на эксклюзивный источник в Кремле, написала о том, что оба гражданина Сербии получили убежище в России. Правда, в тот же день брат покойного президента, бывший посол Югославии в Москве, Борислав Милошевич заявил, что ему ничего об этом не известно. То же самое сообщила и дипмиссия Сербии в России. Представители российского МИД тогда тоже ничего конкретного не рассказали. Любопытно, что в многочисленных интервью ни Марко, ни Мира особо и не скрывали, что проживают в настоящее время на территории России. И если это, по сути, не вызывало ни у кого особого удивления, то официального, юридического подтверждения данному факту до сих пор не было.
Не прошло и суток, как кое-какая информация стала проясняться. 1 февраля ФМС раскрыла «страшный секрет», согласно которому оказалось, что Россия предоставила вдове и сыну Слободана Милошевича статус беженцев еще в марте 2006 года. По словам представителя ФМС, Мирьяна Маркович и Марко Милошевич обратились в управление ГУВД Москвы по делам миграции с ходатайством о получении статуса беженцев в конце 2005 года. И их просьба была удовлетворена на совершенно законных основаниях, в соответствии с международной конвенцией ООН «О статусе беженцев» от 1951 года и протоколом к этой конвенции от 1967 года, которые ратифицировала Россия.
И вот спустя месяц после обнародования этой информации Сербия послала все-таки запрос в Москву. Правда, не совсем понятно, была ли это действительно инициатива Белграда в лице премьера или президента страны. Или же все это провернула так называемая «прозападная часть» политического истеблишмента республики. По крайней мере на последнем настаивает источник «НИ», близкий к правительственным кругам в Белграде. «Президент Тадич или тем более глава кабинета министров Коштуница вряд ли пошли бы на такой шаг. Особенно после того, как Дмитрий Медведев побывал в сербской столице на прошлой неделе, сербским лидерам попросту невыгодно, ни политически, ни экономически, обострять сейчас отношения с Москвой. Кто-то, кому энергетические сделки с Россией не по душе, воспользовались неразберихой вокруг Косово и пошли на столь недальновидный шаг», – считает собеседник нашей газеты.
ФМС, естественно, ответила на запрос отказом. По словам пресс-секретаря миграционной службы Константина Полторанина, любое государство может обратиться с просьбой об экстрадиции Миры Маркович и Марко Милошевича, однако у России оснований выдавать их нет. «Это продиктовано международными конвенциями и соглашениями. Мы их не выдадим. Они получили в России статус беженцев», – объяснил он. Кстати, еще одним косвенным подтверждением того, что все эти события смахивают на провокацию, является тот факт, что, собственно, ни Борис Тадич, ни Воислав Коштуница, ни МИД вообще никак не отреагировали на случившееся.
Так что, скорее всего, два известных сербских беженца останутся жить в России. По информации «НИ», вдова Милошевича живет сейчас в Москве, а сын где-то в Сибири (в частности, появлялись сведения о его отъезде в Иркутск), да еще и имеет совместный бизнес с китайцами.