Posted 27 февраля 2008, 21:00
Published 27 февраля 2008, 21:00
Modified 8 марта, 08:17
Updated 8 марта, 08:17
В МАДИ после зимней сессии никак не могут придти в себя замученные студенты-должники. И «хвостисты», и встревоженные педагоги обсуждают одно – как на взятке попался ассистент высшей математики Анастас Леонов. Преподавателя «заложили» учащиеся второго курса, которых не допускали к зачету. «Они пытались сдать материал, но преподаватель прямо заявил, что за допуск к зачету придется заплатить, – поделился с «Новыми Известиями» начальник пресс-группы столичного УБЭП Филипп Золотницкий. – У него вообще можно было купить чужую курсовую. Он учил студентов, как выдирать титульный лист и печатать другие данные. А допуск к зачету в зависимости от оценки стоил от пяти до 15 тысяч рублей. И вот нашлись студенты, которые вместо того, чтобы раскошеливаться, решили обратиться в милицию. Мы пометили купюры специальной краской и отправили студентов на зачет».
По словам Филиппа Золотницкого, 15 учащихся принесли в общей сложности 103 тысячи рублей, которые и потребовал Анастас Леонов. Каждый из учащихся заходил в кабинет, чтобы только заплатить за оценку. Подсчитать всю собранную сумму преподаватель так и не успел. Эту нехитрую математическую операцию за математика проделали сотрудники УБЭП. «Преподаватель даже не очень удивился появлению в кабинете сотрудников правоохранительных органов, – пояснил «НИ» г-н Золотницкий. – При задержании он не сопротивлялся». По заявлению пятерых студентов следственным отделом по Савеловскому району Москвы возбуждено уголовное дело по статье 290 УК РФ «получение взятки».
Студенты ликуют, что у Анастаса Леонова наконец возникли проблемы. «Тарифы у него были такие – 1500 рублей за контрольную, баксов 200 – за зачет, – рассказал «НИ» один из студентов МАДИ Олег. – Без «подношений» сдать высшую математику было сложно. Вдруг оказывается, что почти вся группа погрязла в долгах. И что делать? Но цену можно было сбить, если рассказать о тяжелой студенческой судьбе». Похоже, что теперь платежеспособным должникам придется основательно готовиться к сдаче зачета по высшей математике, ведь купленные оценки им не зачли.
Руководство МАДИ говорить о случившемся с «НИ» отказалось. Однако коллеги сообщили, что предприимчивый г-н Леонов уже уволился из института по собственному желанию. Некоторые студенты, правда, считают, что меньше платить им, увы, все равно не придется. «Взятки берут почти все, – рассказывает «НИ» студент МАДИ Сергей. – Преподавателей, которых нельзя купить, можно пересчитать по пальцам. У нас даже такое выражение прижилось – «открытый университет». Все несут деньги определенному преподавателю, который договаривается с коллегами по кафедре. Во время сессии у этого кабинета очереди из студентов образуются».
Специалисты утверждают, что наказанием одного педагога мздоимство в вузах не искоренишь. «Одна взятка – это показатель болезни всего института, ведь в процедуре ее получения участвует все руководство, – заявил «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Часть полученных средств обязательно поступают в карман ректору. Дань со всех нечистых на руку преподавателей собирает обычно помощник ректора или проректор. Если в вузе вскрывается один случай взяточничества, то с уверенностью можно говорить, что другие тоже берут».
По данным ЮНЕСКО, в 2007 году только за одну сессию по всей России студенты выложили 150 млн. долларов. Специалисты утверждают, что в этом году такса на хорошие оценки стала выше, и особенно цены выросли в региональных вузах. «В эту сессию тарифы подорожали в два раза, – рассказывает «НИ» студентка одного из астраханских вузов Ольга Савонина. – Перед экзаменом наша староста собрала зачетки, мы вложили туда по тысяче рублей, но этого оказалось мало, пришлось докладывать еще по одной тысяче. Хотя в прошлом семестре у того же преподавателя расценки были ниже. Из нашей группы самостоятельно экзамен сдают только два человека. И он с натяжкой ставит им тройки. А я красный диплом хочу, поэтому и плачу». По словам студентки, другие преподаватели, которые перед сессией утверждали, что неподкупны, брали деньги за оценки через методистов. Вся сессия обошлась Ольге в 10 тыс. рублей.
По мнению экспертов, из-за тотальной коррупции в системе образования работодателям приходится иметь дело с плохими специалистами. «Взятки в вузах будет трудно искоренить до тех пор, пока студенты учатся не для того, чтобы получить знания, а ради корочки, – пояснил «НИ» председатель комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович. – Поэтому взяточничество процветает как в коммерческих, так и государственных учебных заведениях. До 1990-х годов взять плату со студента за оценку считалось недостойным, но менталитет изменился, и скорее не из-за низких зарплат, а потому что вся система образования стала другой. И вернуть старые добрые порядки сегодня вряд ли удастся».