Posted 25 февраля 2008, 21:00
Published 25 февраля 2008, 21:00
Modified 8 марта, 08:18
Updated 8 марта, 08:18
Напомним, что 1 января этого года в России вступил в силу закон о малом предпринимательстве. Документ предусматривает ряд льгот для небольших предприятий, в том числе упрощенные правила налоговой отчетности, льготную приватизацию госимущества, создание фондов кредитования бизнеса и прочие полезные на бумаге вещи. Однако г-жа Набиуллина фактически признала, что основные проблемы остались нерешенными. Это и затрудненный доступ к производственным площадям, инфраструктуре, финансовым ресурсам, и серьезные административные барьеры, и проблемы налогообложения. «Пока роль малого бизнеса в экономике России недостаточна, и без ее увеличения невозможно существенно диверсифицировать экономику и повысить производительность труда», – отметила министр. По ее словам, доля малого бизнеса в настоящее время составляет менее 17% ВВП, в то время как в развитых странах превышает 50%.
«Мы сразу говорили, что закон о малом бизнесе напрямую работать не сможет, – рассказал «НИ» вице-президент Общероссийской общественной организации «ОПОРА России» Владислав Корочкин. – Закон рамочный, создает лишь основу для положительных изменений, дает возможность органам власти включиться в поддержку бизнеса. Однако нельзя сказать, что они активизировались в этом направлении».
МЭРТ сформулировало ряд новых предложений по поддержке бизнеса. В частности, как отметила Эльвира Набиуллина, будет проводиться контроль со стороны Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по тарифам за платой подключения к электросетям. При этом, по словам министра, эта процедура будет упрощена и сделана прозрачной через разработку стандартных договоров подключения, в которых будут прописаны сроки и размер платы. Бесплатного подключения для малого бизнеса не предусмотрено, но возможно субсидирование со стороны региональных и местных бюджетов.
«Стоит признать, что трудности с подключением предприятий к коммуникациям существуют в силу дефицита энергомощностей в отдельных регионах. Однако и там, где электричества хватает, энергопроизводители берут плату не только за само электричество, но и за вход в сети. Так, в Москве только разрешение на подключение обходится в 1 тыс. руб. за каждый КВт, плюс еще сама оплата электричества. Инфраструктурные ограничения для развития малого бизнеса существуют, при этом пока отсутствует правовая основа взимания платы за подключение к сети. К тому же, по нашему мнению, подобные процедуры должно оплачивать государство», – сказал Владислав Корочкин.
Но, возможно, самым долгожданным предложением МЭРТ стал законопроект о проверках малого бизнеса. По словам директора департамента Минэкономразвития по госрегулированию в экономике Андрея Шарова, в документе прописано, что первая проверка предпринимателей должна осуществляться без вынесения штрафных санкций. Кроме того, определена межведомственная квота часов проверки, общее количество часов в год, в течение которых все надзорные органы могут наведываться к предпринимателям. Г-на Шаров считает, что законопроект будет внесен на рассмотрение в правительство уже летом, а к концу года может быть принят.
«Этот законопроект способен улучшить положение бизнесменов, – считает Владислав Корочкин. – Подобная схема квотирования часов проверок применяется в Польше и показывает очень хорошие результаты. Однако чтобы система контроля начала развиваться в действительно адекватном направлении, можно использовать более радикальные методы. К примеру, недавно президент Казахстана до конца года ввел полный запрет на проверки малых предприятий. В Китае также подобных проверок практически нет. И это дало эффект – малый бизнес в КНР развивается быстро. Число проверок необходимо сокращать, и проверять только качество товаров и услуг, а не количество разрешающих бумаг и документов. Если каждый день проверять – ни одно предприятие не выживет».