Эта выставка-премьера вызвала естественный интерес у всех, кто вовлечен в выставочный бизнес, – производителей, потребителей, специалистов и журналистов. Тематика выставки востребована и своевременна: количество контрафактной продукции растет год от года. А для того, чтобы поставить ей заслон, необходимо активнее продвигать и делать узнаваемыми торговые марки отечественной продукции. В своем официальном слове на открытии выставки руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) Борис Симонов особо подчеркнул, что цель данного смотра в «пропаганде роли и значения товарных знаков и дизайнерских разработок промышленных образцов для успешного функционирования товаропроизводителей, а также демонстрация пользующихся наибольшим спросом в стране и за рубежом продукции, изготовленной известными товаропроизводителями, маркированной зарегистрированными товарными знаками».
Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги… Структурированная выставка этой тематики была бы очень актуальна и эффективна, если бы она получилась. Понятно, что она должна быть универсальной, охватывающей различные отрасли промышленности, а в итоге получился слишком разношерстный, случайный состав участников, которые, очутившись в стенах 69-го павильона, с недоумением поглядывали друг на друга. Среди экспонентов первого смотра «Товарных знаков и промышленного дизайна» были «Гжель», «Адыгейский сыр», «Ессентуки» и другие, более или менее известные предприятия и компании. Однако рядом с ними на стендах разместились фирмы, торгующие китайской бижутерией, бабуля с вязанными вручную носками, дилеры финского пива, дистрибьютор швейцарской компании MLM и агентство недвижимости из Санкт-Петербурга.
Понятно, что на выставке каждый производитель имеет право продвигать свою торговую марку. Только продвигать ее было некому. Случайные посетители, забредшие на нее, приехали специально на работавшую рядом в этом же павильоне межконфессиональную выставку. Они заходили на стенды нашей выставки с одним вопросом: что можно здесь купить подешевле? Вообще вызывает огорчение прочность мнения о выставках, проходящих на ВВЦ, как о ярмарочно-базарных мероприятиях. Считается, если выставка – то значит продажа. Причем независимо от названия и тематики выставки. Хорошо это или плохо? С одной стороны – хорошо, общая посещаемость ВВЦ и различных мероприятий высока. А с другой стороны – не все участники чувствовали себя на ней комфортно ввиду отсутствия бизнес-контактов.
Интересно, что в этот же день в 69-м павильоне открылась 18-я международная выставка-конкурс «Всероссийская Марка (IIIтысячелетие). Знак качества ХХI века», родственная по тематике «Товарным знакам и промышленному дизайну». Эти два смотра так и просились к объединению. В то же время они разнились. Например, в содержании деловой программы. В рамках «премьеры» состоялась актуальная конференция по теме: «Правовая охрана товарных знаков и промышленного дизайна (промышленных образцов) в условиях действия четвертой части ГК РФ». На ней прозвучало много полезной информации. Кроме того, в период работы выставки участники могли получить индивидуальные консультации от специалистов РОСПАТЕНТА.
В беседе с корреспондентом журнала руководитель отделения «Товарные знаки» ФИПС Роберт Восканян сказал: «Мы, организаторы, в принципе довольны этой выставкой. Она проводится впервые, а нам удалось собрать более 80 участников. Мы считаем, что любое, абсолютно любое предприятие – маленькая частная фирма или федерального значения гигант имеет право принять в ней участие и продвигать свой товарный знак, будь то ракета или лапти. Значимость товарного знака состоит из четырех китов: сколько времени существует, номенклатура изделия, объем реализации, география происхождения. А посмотрите, какие вопросы обсуждались на выставке: «Товарный знак как инструмент защиты от контрафактной продукции на рынке алкогольных и слабоалкогольных напитков»; «Поддержка отечественных товарных знаков в условиях современной конкуренции и активного присутствия всемирно известных торговых марок на российском рынке»; «Роль товарных знаков на туристическом рынке: вопросы доверия клиента и борьбы с контрафактом (фирмы-двойники) в туризме»; «Товарные знаки разных сегментов рынка, ориентированные на молодежную целевую аудиторию»; «Влияние товарного знака на степень доверия клиента на рынке банковских услуг» и другие. Это ведь не только экономические вопросы – здесь правовые, психологические, рекламные моменты. Товарный знак – это начало всех начал».
Мнения участников и посетителей Александр КОВАЛЕНКО, исполнительный директор ООО «ДОН-ЭКО», Москва, Ростов-на-Дону: – Название выставки предполагает участие в ней известных торговых марок. Но известные производители выбирают отраслевые выставки. Это мы поняли только здесь, ознакомившись с участниками этого смотра. Мы – новички на рынке, небольшая компания – поставщик финского бутылочного пива. Естественно, что наше первое участие в выставках началось с «Интердринка», который проходил в «Экспоцентре». Там организаторы, без преувеличения скажу, позаботились «обеспечить» каждого участника «своим» посетителем-закупщиком. И не одним. Выставка дала хорошую отдачу. Но для нашей продукции это фактически единственное профильное мероприятие. А на этой выставке посетители, нужные нам, – редкость. В основном это просто единичные потребители пива, с удовольствием пробующие нашу продукцию. То есть даже по охвату потребителей – эта выставка не тянет. Для ознакомления с нашим товаром желательно было бы поучаствовать, скажем, в пивном фестивале, который проводит «Старый мельник» в Тушино. Но эта торговая марка практически полностью монополизировала этот массовый праздник, и попасть туда нереально. А на этой выставке мы оказались в одиночестве, но от этого ничего не выиграли. Василий ЕФРЕМОВ, менеджер рекламно-производственной фирмы «Ракурс», Коломна Московской области: – Название выставки «Товарные знаки и промышленный дизайн» не соответствует содержанию. Здесь нет ни одной компании, занимающейся патентоведением или промышленным дизайном. Наш профиль – производство рельефных фольгированных и полноцветных изображений с лаковым покрытием. Эта технология запатентована и может быть использована как на сувенирах, так и самостоятельно. Компания «Ракурс» – 10 лет на рынке, и мы участвуем постоянно в выставках «Реклама» и «IPSA». И вот что заметили: из года в год – одни и те же участники и одни и те же посетители. Обновление составляет 10–15%. Поэтому мы и решили поучаствовать в этой выставке. Надеялись, что здесь будет больший акцент в сторону промышленного дизайна, а в итоге наше направление представлено двумя-тремя похожими фирмами, решившими, видно, как и мы, «попробовать» неизвестный смотр. О чем сейчас жалеют. Года три назад мы принимали участие тоже на ВВЦ в выставке «Символы Отчизны». Там была такая же беда: деловые контакты равнялись нулю, а в качестве массовки «пригнали» курсантов и солдат. А здесь – вообще никого нет… Любовь ВАСИЛЬЕВА, представитель ЗАО «Строительный дом Ацтек», Санкт-Петербург: – Нам очень нравится на этой выставке. Уютно. Мы вообще впервые принимаем участие в выставках и рады, что оказались в Москве. Но нам интересны прежде всего российские регионы. Нам есть, что предложить посетителям по недвижимости в Ленинградской области, по строительным услугам. Мы считаем, что очень правильный девиз у этой выставки – любое предприятие имеет право заявить о себе, отстаивать свою марку. Ничего, что посетителей мало, мы полны оптимизма. Эта выставка удалась. |