– Г-н Каландаров, в последнее время Украина все настойчивее стремится к тому, чтобы получать газ из Туркменистана, минуя Россию. Означает ли это резкое усиление позиций сторонников газового транзита, альтернативного российскому?
– Как это ни парадоксально, но все происходящее пока свидетельствует только о значимости туркменского газа для реэкспорта из России в Европу и о значимости России как наработанного направления экспорта голубого топлива. А вот альтернативное направление, пресловутый проект «Набукко», серьезно пробуксовывает. В очередной раз перенесена – теперь уже на 2013 год – дата ввода в эксплуатацию Транскаспийского газопровода, хотя раньше назывались 2012 и 2011 годы. Между тем по прикаспийскому газопроводу все основные инвестиционные и проектные решения будут приняты уже в 2008 году, а само строительство должно быть завершено к 2010 году. Впрочем, всем понятно, что проведение по суше 350 км газопровода и подключение его к уже существующей и развитой сети газовых коммуникаций требует значительно меньше времени и ресурсов, нежели прокладка по дну моря.
– А как на данный момент обстоят дела с «каспийским вопросом»?
– Россия и другие страны Каспийского региона предлагают раздел шельфа и акватории по серединной линии в соответствие с длиной побережья каждой из стран. Иран до последнего времени непреклонно настаивал на разделе Каспия в равных долях (по 20% акватории), что не мог принять Азербайджан, а также Туркменистан, поскольку в этом случае к Ирану отходит значительная часть их нефтегазоносного шельфа. Сегодня в каспийском вопросе наметилась очевидная положительная динамика в сторону решения его на основе варианта, предлагаемого и разработанного Россией и поддержанного странами бывшего СССР. Но самое главное: именно Россия является ключевым игроком в каспийском процессе, и Запад не в состоянии подвинуть ее с этой позиции. Как с политической, экономической, так и с военной точек зрения.
– Получается, что сегодня у России на руках все козыри для того, чтобы установить господствующее влияние в регионе?
– Я бы сказал точнее: эффективно проводить свою политику, поскольку стремление к какому-либо виду международной гегемонии – дело бесполезное. Задача Москвы – оптимально использовать сложившуюся геоэкономическую ситуацию. На мой взгляд, «голубую нить» газопровода нужно использовать для многостороннего проникновения в экономическую и социально-гуманитарную сферу данного региона, и прежде всего Туркменистана. Кроме того, сегодня «моментом истины» может стать проведение полноценного и объективного аудита газовых богатств Туркменистана, личное распоряжение о котором отдал президент страны Гурбангулы Бердымухаммедов. Думается, что было бы оптимальным его проведение на трехсторонней основе с участием туркменского государства, «Газпрома» и еще одной внешней аудиторской компании.
– Значит, оправдываются сомнения, что Туркменистан располагает теми объемами «голубого топлива», которые неоднократно заявлялись ранее. Получается, что подтверждается молва о пресловутом «газовом блефе» Туркменбаши?
– Надо быть осторожнее в словах. Можно, конечно, сказать, что прежнее руководство допускало ходы волюнтаристского плана в международных делах, в том числе и с использованием «газового» фактора. После того как потенциальные запасы крупнейшего в стране газового месторождения Довлетабад были оценены туркменской стороной в 1,7 трлн. кубометров, тут же появилась информация со ссылкой на анонимного «нефтегазового чиновника» о том, что, согласно данным западных аудиторских компаний, эти запасы едва ли превысят 700 млрд. куб. м. Но вот в 2006 году независимый аудит был проведен компанией De Golyer&Mc Naughton, и его результаты показали, что объем запасов газа на этом месторождении составляет 4,5 куб. м газа, что вполне достаточно для выполнения обязательств по поставкам в Россию, Украину, а также Иран и Пакистан. Газовые ресурсы Туркменистана являются ареной жесткой конкуренции между Западом и Россией. Но сегодня отрадно отметить, что нынешнее руководство Туркменистана стремится активно и доверительно вести дела с Россией, повышая уровень международного доверия к своей стране.