К моменту объявления «оскаровских» номинаций один из основных претендентов на эту премию – фильм братьев Коэнов «Старикам тут не место» – подошел уже обладателем без малого полусотни наград, в числе которых два «Золотых глобуса». Десять авторитетных сообществ экспертов назвали ленту лучшим фильмом 2007 года. Российский прокат «Стариков» начнется 31 января, за три недели до вручения премий Американской киноакадемии. Ждем результатов!
Сюжет. Техасский охотник, ветеран Вьетнама и просто хороший парень Ллевелин Мосс (Бролин) пошел по одному кровавому следу, а нашел другой, который вывел его сперва к небольшой горе трупов наркодельцов, а затем – к сумке с двумя миллионами долларов, которые эти трупы, видимо, не поделили. Ллевелин недолго радовался находке – за ним по пятам уже идет экстравагантный убийца Антон Чигур (Бардем), вооруженный кислородным баллоном, а трупов с вышибленными мозгами в Техасе и окрестностях становится все больше. Местный шериф (Ли Джонс), неиссякаемый кладезь ковбойской мудрости, только разводит руками: в этом беспощадном мире нет места старикам.
PRO Казалось, братья Коэны навечно погрязли в череде нелепых стилизаций, дурацких комедий и бессмысленных римейков, и времена, когда их картины становились сенсациями международных фестивалей и объектами поклонения киноманов, давно прошли. И вот, разменяв на двоих вторую сотню лет, эта парочка выкинула фокус, на который уже не рассчитывали даже самые верные поклонники их таланта. Коэны сняли без преувеличения свой самый совершенный фильм. В «Стариках…» пролито крови больше, чем в «Фарго», при этом они смешнее, чем «Перевал Миллера» и одновременно пугают почище «Бартона Финка». Тонко соединив черный юмор с жутчайшим хоррором, режиссеры погружают зрителя в захватывающий эпос о слепом, неумолимом зле, которое (вспомним старину Берроуза) присутствовало на американской земле изначально, еще до индейцев. В роли зла – бесподобный Хавьер Бардем («Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана), чье актерское мастерство, как выясняется, не исчерпывается конъюнктурными образами кубинских поэтов-гомосексуалистов («Пока не наступит ночь») и прикованных к постели инвалидов-самоубийц («Море внутри»). И пускай старики Коэны за своих «Стариков…» никогда не получат «Оскара» (за шедевры «Оскаров», как известно, не дают), свое право на место в пантеоне мирового кинематографа они, безусловно, подтвердили. Артем КАРАПЕТЯН |
CONTRA Cложно сказать что-то против фильма, который открывается парафразом «Хорошего, плохого, злого», а персонаж Вуди Харрельсона рекомендует главного злодея: «Он не маньяк – у него просто хорошее чувство юмора». Диалоги удались Коэнам как никогда (хотя следует помнить, что над оригинальным текстом, как водится, основательно поработают наши толмачи-переводчики). Критики и публика восторженно приветствуют выход Коэнов из многолетнего творческого анабиоза, но хочется все же заметить, что слухи о воскрешении Коэнов несколько преувеличены. Кроме того, стоит предостеречь от похода на фильм неподготовленного зрителя, который потеряет нить повествования задолго до исхода первого часа. Коэны и раньше не увлекались линейными сюжетами, а сейчас они просто кичатся своим постмодернистским презрением к традиционному нарративу. Если смотреть на «Стариков…» c жанровой точки зрения, то они застревают где-то между черной комедией и триллером, как пресловутая сумка с деньгами на американо-мексиканской границе. «Старикам здесь не место» – это не лучший фильм Коэнов, хотя все их фирменные приемы здесь отточены до пугающего совершенства. Это не «возвращение в форму», как любят выражаться рецензенты, а скорее рефлексия над собственным путем в искусстве, коэновские «Восемь с половиной». Евгений БЛИНОВ |