В США набирают темп первичные выборы – праймериз. Каждый новый их этап, судя по результатам, вносит коррективы в расклад предвыборных сил. Американские праймериз как магнитом притягивают аналитиков в США и Западной Европе, они растиражированы телевидением на весь мир. Они, наконец, захватили воображение и многих наших соотечественников, убежденных, что перед нами – торжество подлинно демократического волеизъявления с непредсказуемым финалом. Да, мол, богатыри – не мы…
К российским выборам действительно есть очень много вопросов. Но сейчас речь не об этом. Могут ли служить образцом для подражания выборы американские – тоже актуальная проблема.
Экс-губернатор штата Нью-Йорк, один из выдающихся ораторов Демократической партии США, Марио Куомо как-то заметил, что в Америке «предвыборная кампания сочиняется в стихах, а пребывание у власти – в прозе». Действующий президент вынужден нести на себе бремя непопулярных, но необходимых решений. Но человек, избранный президентом США, не может занять кресло в Овальном кабинете Белого дома, не будучи к тому моменту популярной личностью. Прямая обязанность любого кандидата в президенты – говорить красиво. Между словами «говорить красиво» и «говорить правдиво» электорат сам ставит знак равенства. А будь оно иначе, стала бы кандидат в презиљденты США сенатор Хиллари Клинтон, выступая перед сотнями своих сторонников и десятками телекамер утром «супервторника», 5 февраля, зачитывать строки из знаменитого сонета Эммы Лазарус «Новый Колосс»? А точнее – 5 строчек, высеченных на плите, украшающей пьедестал статуи Свободы: «Отдайте мне ваших утомленных, ваших бедных, ваши загнанные массы жаждущих дышать свободно, несчастные отбросы ваших переполненных берегов. Шлите их, бездомных, бурей отброшенных, ко мне. Близ золотых дверей я возвышаю мой светильник!» Так, одной лишь проникновенной интонацией кандидат от демократов вывела формулу Америки. Но и конкурент-однопартиец сенатор Барак Обама стремится не отставать: его публичные выступления все больше напоминают проповедь перед заблудшей паствой, наконец-то обретшей своего пастыря. «Поэзия» Обамы – склоняемое на все лады слово «перемены». С этой мантрой на устах сенатор от Иллинойса выиграл в минувшую субботу очередной этап праймериз в штатах Небраска и Вашингтон, в то время как на республиканских партийных собраниях (кокусах) в Канзасе выковал себе победу экс-губернатор Арканзаса Майкл Хакаби. Поэтизируя в своей речи библейские заповеди, он нашел самый короткий путь к сердцам правых консерваторов – тех самых, которые, опираясь на многомиллионный электорат христиан-евангелистов Среднего Запада и Юга, дважды приводили в Белый дом Джорджа Буша. Правда, сам Буш на этот раз поддержал лидирующего в лагере республиканцев сенатора Джона Маккейна, которому консерваторы пеняют на излишний демократизм. Зато «поэзия» Маккейна – это милое сердцу Буша геополитическое мессианство: Америка как всемирный поводырь, светоч свободы и демократии. Не говоря уже о поддержке войны в Ираке…
Вместе с тем праймериз содержат в себе одну особенность, даже – парадокс, о котором не сказал красноречивый экс-губернатор Куомо и о котором по обе стороны океана мало говорят и почти ничего не пишут. Как и в прежние годы, нынешние «захватывающие дух» первичные выборы в США почему-то проходят при низкой явке избирателей. В «супервторнике», 5 февраля, в штате Нью-Йорк, между прочим, вотчине Хиллари Клинтон, считающейся фаворитом выборов, приняли участие лишь 18% избирателей, а в Джорджии явка составила вообще лишь 16% .
Еще в начале ХХ века система первичных выборов в США подверглась серьезным изменениям: ее было решено освободить от монополии партийного истеблишмента на отбор кандидатов и развернуть лицом к простым избирателям. Им дали слово, но на практике они его так и не взяли. На сегодня каждый штат крутит предвыборный маховик по-своему. Где-то избирателям разрешено свободно выбирать между двумя «главными» партиями, а где-то от них требуют заранее регистрироваться в республиканских или демократических списках; где-то выбор в пользу того или иного кандидата происходит по итогам кокусов, где-то – в ходе открытого голосования; одни штаты действуют по принципу «победитель получает все» – и щедро «кладут» всех делегатов будущего партсъезда на чашу весов победившего в штате кандидата, в других происходит перераспределение голосов путем хитроумных подсчетов в каждом графстве. В лагере демократов подсчет делегатов накануне съезда – задача особой сложности. В этом году «Вашингтон пост» опубликовала данные двух предвыборных команд – Хиллари Клинтон и Барака Обамы. Вроде бы партия одна, но цифры совершенно разнятся. Но и это еще не все. Каждый штат посылает на партийные съезды «суперделегатов» – группы особо доверенных активистов, которые не имеют права заранее раскрывать свои предпочтения. В результате съезд демократов в августе в Денвере вполне может преподнести сюрприз: даже если Барак Обама по итогам праймериз получит небольшое преимущество, он все равно может проиграть из-за позиции нескольких сот «суперделегатов», которые в последний момент отдадут голоса Хиллари Клинтон.
«Проза» американских праймериз – это и крутящиеся на их орбите десятки, сотни миллионов долларов. Благородный замысел приблизить «первички» к народу обернулся бешеной гонкой за популярностью. Под теле- и радиосюжеты о праймериз закачиваются миллионные рекламные бюджеты. Политика превратилась в гламур, чью финансовую планку поднимает присутствие Опры Уинфри, Мэджика Джонсона, Чака Норриса и других звезд, ведущих предвыборные ток-шоу. Не говоря уже об изобретательности политтехнологов, все чаще прибегающих в борьбе с конкурентами к грязным приемам, отслеживающих их малейший промах, малейшую оговорку. Вместе с тем о политических программах кандидатов говорят меньше всего. Получается, что это коммерческий нонсенс.
Автор – журналист-международник