– Зритель знает вас по историческим киноролям. А почему вас не видно в рекламе, в сериалах и на телешоу?
– Меня сейчас часто приглашают на ток-шоу. Обычно там решают чьи-то проблемы. Решать их в режиме прямого эфира мне совершенно неинтересно – у меня своих забот по горло! Хотелось бы не сниматься в рекламе, но там прилично платят, а для меня, как для любого человека, деньги важны. Пока мне вполне хватает работы в театре и в кино, поэтому не бросаюсь на все, чтобы только заработать. Но недавно увидел Катю Гусеву во вполне достойной рекламе. Если предложат что-то подобное, не откажусь. В сериалах не снимаюсь не потому что я такой крутой парень, просто мне хорошей роли не предложили.
– От чего же зависит это волшебное событие – получить роль?
– У всех по-разному складывается жизнь. После ВГИКа я тоже много лет ничего не играл в кино. Приглашали на пробы, я их не проходил... Пробы вообще такое дело, которое, по-моему, актеры не любят. Качественные пробы бывают редко. Я, например, начинаю стесняться, зажиматься, всегда не знаю, как и что играть, потому что не в материале. Здорово, если попадется режиссер, который поможет и направит. А бывает, что позвали, пришел, просто побеседовал с режиссером, и тебе даже не позвонили. Ну не взяли вы меня на роль, ну позвоните – скажите, что я не нужен! Меня такое неуважение к актеру всегда очень бесит. Но, увы, у нас оно явление довольно частое.
– Ходят слухи, что Союз кинематографистов собирается разделить наших актеров на сериальных и киношных. Учитывая этот факт, как вы поступите, если вам предложат классную роль в сериале?
– Не знаю, как относиться к этой новости. По-моему, такое разделение в корне неверно! Актер может сниматься в сериалах (а там действительно задействовано много замечательных актеров), а потом попасть в полнометражное кино и блистательно там сыграть. И наоборот. Получается, что сериал как клеймо какое-то, а ведь профессионализм – величина постоянная. Он всегда на одном уровне независимо от проекта. Так можно, не дай бог, дойти и до разделения на актеров театральных и киноактеров.
– Когда 15 лет назад вы только перебрались в Москву из Иркутска, приходилось снимать квартиру и как-то выживать. Тогда вы тоже делали выбор в сторону качества или снимались во всем, что вам предлагали?
– Нарочно не упоминаю «Дальнобойщиков», «Ледниковый период», «Маросейку, 12», потому что они для меня не представляли творческого интереса – эпизоды, чтобы подзаработать. Когда меня пригласили на главную роль в «Волкодаве», платили не слишком много. И хотя я не отличаюсь альтруизмом, если бы меня спросили: «Будешь ли ты сниматься здесь бесплатно?», ответил бы «да», потому что почувствовал, что это мой шанс. Самое трудное в жизни – не пропустить шанс, узнать его, постараться его использовать. Раньше его не было, а когда появился, у меня получилось вцепиться в него зубами. Сейчас я легко отказываюсь от предложений и выбираю. Для меня главное – чтобы роль была не плоская, не очевидно плохая или хорошая, непонятная с первого кадра. А деньги – не первопричина.
– Путь от участия в эпизодах к исполнению главных ролей оказался тернистым?
– Однажды я пожаловался именитому театральному педагогу, что хочу сниматься в кино, а меня не снимают. Он очень точно подметил, что у каждого актера есть свое время: кому-то надо дорасти и набраться опыта, кому-то возмужать, девчонкам – расцвести, похорошеть. У меня было несоответствие внешних и внутренних данных. Фактура героическая, а внутренне – пацан без стержня, и глаза это выдавали. Когда наступила гармония, меня заметили. Роль Волкодава кроме как чудом я и не назову.
– А что еще чудесного происходило в вашей жизни?
– Чудо, что за несколько минут до окончания первого тура во ВГИКе я успел с самолета добежать и показаться приемной комиссии. Чудо, что меня взяли в институт. Чудо, что у моих отнюдь не богатых родителей, когда я только собирался из Иркутска в Москву, нашлись деньги мне на авиабилет.
– Вы производите впечатление какого-то правильного человека с размеренной жизнью. Это не очень соответствует беспокойной актерской судьбе...
– Человек я заводной, импульсивный и азартный. В детстве был драчуном и никуда не загремел только благодаря родителям. В кино получаю неимоверное удовольствие от шпаг, пистолетов и романтики. Детскость и ребячество во всех мужчинах остаются. Кто-то из великих правильно сказал, что меняется с годами только стоимость игрушек. Я, например, играю в компьютерные игры. Яростно люблю бокс. Занимался им серьезно и даже стал кандидатом в мастера спорта. В молодости хотел быть офицером, путешественником или геологом. Лазал бы где-то в горах, в тайге... Без комфорта: палатка, спальные мешки, костерок. Для меня это то, что душу греет. Последнее время, правда, даже маму с папой навестить не удается, не то что поехать отдохнуть. В отпуске не был четыре года.
– Вы снимаетесь, скажем так, в прогосударственных фильмах, соответствующих «генеральной политической линии». А заниматься политикой не хотели бы?
– Если бы я хотел заниматься политикой, я бы ею уже занимался. Конечно, мне интересно знать, что происходит, поэтому владею информацией на уровне новостных выпусков по телевидению и радио, но глубже влезать не собираюсь. Либо еще больше запутаюсь, либо просто обозлюсь. Меня же трогает и волнует то, что происходит в мире. Войны, которые разгораются, не могут оставить равнодушным ни одного нормального человека. А история помогает установить причинно-следственные связи с сегодняшним днем. Тем более что в кино я переместился из одной эпохи в другую: после «Волкодава», действие которого происходит в IX веке, попал в «Слугу государева», в XVIII столетие.
– А чем для вас значим фильм «Слуга государев» и есть ли в нем общественный смысл?
– Это кино про нас, про нашу историю, которой многие просто не знают. Думаю, что таких фильмов о России нужно снимать как можно больше. Сейчас появляется возможность делать хорошее кино, жаль, что снимают меньше, чем хотелось бы, и совсем не о том. В «Слуге» есть все: и любовь, и настоящая мужская дружба, и сильные личности, которые прекрасно сыграны. Его ругали, разбирали по косточкам, называли просветительским, ну и пусть! Тем не менее мы с этим фильмом поездили по городам и весям, были в Тюмени, в Свердловске. Вот там его воспринимают просто на ура. Люди соскучились по тому, за что можно любить нашу страну. Конечно, там есть чересчур патриотичные моменты, ну и пусть. Они не смотрятся глупо и смешно, потому что мы это делали искренне. Собралась профессиональная команда настоящих мужчин, у которых все в порядке с морально-нравственными устоями, что в наше время явление, прямо скажем, редкое. Полно фильмов либо о «бычащих» и крутых, либо об экзальтированных, а я рад, что мы снимали кино о нормальных мужиках.
– Выходит, мельчает нынче мужик?
– Если говорить о Петровской эпохе... Я, конечно, там не был, но мне кажется, честь, отвага и смелость были нормой жизни. И если ты гад и предатель, то спрятаться тебе не за кем. Сейчас мужчинам много чем можно прикрыться и ощущать себя уверенно и комфортно: чувством юмора, которого у всех в избытке, деньгами, машинами. Внешняя атрибутика, которой мы себя завалили и за которой достучаться до настоящего человеческого невозможно. А кремней-мужиков во все времена единицы, но они всегда были и сегодня есть. Да и не должно их быть много.
– Чего в глубине души боится сильный и смелый мужчина Александр Бухаров?
– Смерти. Причем в последнее время почему-то все чаще. Очень страшно когда-нибудь кого-то предать, стать подлецом по не зависящим от меня причинам. Понимаю, что это вроде бы зависит только от меня, но человек никогда ни от чего не застрахован. Боюсь разочаровать близких мне людей. Я живой человек и много чего боюсь... Не могу сказать, что я такой принципиальный мачо, зато могу это сыграть!
– Ваш герой Гришка отдает жизнь за царя Петра, а как вы относитесь к этой исторической личности? Ведь у нас есть движение, которое считает Петра I врагом страны: мол, пошла Россия по ложному европейскому пути развития...
– Петр совершил для России столько, что даже представить сложно. Он сделал все правильно, причем у него получилось то, чего не могли добиться очень многие правители нашей страны до него. Он был человеком дела, чем и заслужил к себе всеобщее уважение. Не знаю ни про какие народные движения, но мне не хотелось бы ходить в лаптях, с бородой по пояс и воспитывать медведей. Конечно, нам нужна была культура, наука. Ну что ж, страна сидела бы за «железным занавесом»? Посмотрите, что этот занавес натворил и какие последствия оставил только за 70 лет! А если бы это продолжалось не один век? Мы бы тут все к черту одичали.
– Что вас раздражает в современном мире, в окружающих людях?
– Что-то серьезное повергает меня в апатию или приводит в ярость, а взбесить, как всегда, способны мелочи. У каждого из нас есть свои болевые точки. Моя, например, включается, когда в метро мне кто-то наступает на ногу и не извиняется. После этого мое настроение катится под откос, как снежный ком: начинаю замечать, что погода плохая, что вокруг грязно, что кто-то смотрит на меня косо. В таком настроении уединяюсь и проветриваюсь, потому что не хочу огорчать близких. Но все-таки я человек с чувством юмора и оптимист. И как только я вижу, как моя жена в шутку очень смешно топает ногой или к моим окнам из Битцевского парка прибегает белка, настроение сразу улучшается.
СПРАВКА Актер Александр БУХАРОВ родился 10 февраля 1975 года в городе Лабинске Краснодарского края. В 1994 году окончил Иркутское театральное училище, а в 1998-м – ВГИК. В том же году стал актером Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна. Снимался в телесериалах «Маросейка, 12» (1999), «Дальнобойщики» (2000), «Молодой Волкодав» (2005), в фильмах «Звезда» (2001), «Бумер» (2003), «Волкодав из рода Серых псов» (2007), «Слуга государев» (2007), в телевизионной ленте «Вакцина» (2007). Скоро на экраны должны выйти фильмы Олега Фомина «Спасти императора» и «Казаки-разбойники» Константина Статского с участием Бухарова. Снимается в совместном литовско-норвежском проекте режиссера Эрика Кнута «Iced kiss» («Ледяной поцелуй»). Кандидат в мастера спорта по боксу. Женат, сын Дмитрий учится в одном из лицеев Нижнего Новгорода. |