Posted 14 января 2008, 21:00
Published 14 января 2008, 21:00
Modified 8 марта, 08:21
Updated 8 марта, 08:21
«Сталкер» – кинофестиваль не тусовочный. Там нет шумных вечеринок и банкетов, там не встретишь дам в вечерних платьях и мужчин в смокингах. Этот фест начинался, как кинофорум, на котором показывались картины из жизни заключенных, в основном политзаключенных, диссидентов. Среди основателей фестиваля были известные правозащитники. Но постепенно всем стало понятно, что нужно бороться за права всех от младенца до очень пожилого человека. Так программа «Сталкера» росла, становилась разнообразной, и теперь она состоит из нескольких разделов: «Кино на защите прав ребенка», «Кино о тоталитаризме», «Право на достойную жизнь», «Кино на защите прав беженцев», молодежный форум «Право на кино».
В программе фестиваля было представлено 105 фильмов – и игровых, и документальных. В этом году был сделан упор на новое российское кино («Кука», «Агитбригада «Бей врага!», «Путешествие с домашними животными», «Слушая тишину», «Нулевой километр», «Жестокость», «Груз 200» и другие). На фестивале прошли премьеры некоторых картин, например, фильма Родиона Нахапетова «Заражение». Сюжет фильма таков. Скромный учитель Василий Тельник становится невольным свидетелем убийства олигарха. Не найдя настоящих преступников, милиция начинает подозревать самого Тельника. Его дочь Ирина по совету адвоката соглашается поместить отца в психдиспансер якобы на лечение. Она надеется, что фиктивный диагноз спасет отца от тюрьмы. Однако Ирина не подозревает, что отдала отца в руки ученого, который тайно занимается экспериментами над людьми. Сюжетную основу режиссеру навеяли события его собственной жизни. «В России, насколько я знаю, около 5 миллионов людей с различными психическими отклонениями, – рассказал режиссер. – Эти люди в общем-то бесправны. Получив приговор психиатрических светил, человек оказывается выброшен из жизни. Когда-то я, будучи совсем молодым, мне было 18 лет, высвобождал свою мать из психбольницы, куда ее упрятали, как диссидентку. Эта рана, которую я получил, борясь с системой, долго не заживала. И вот спустя многие годы я решил сделать фильм об этом».
В рамках фестиваля были вручены почетные призы. Режиссер Алексей Симонов получил приз за документальный фильм «Ка. Эм» о своем отце – писателе Константине Симонове. Актера Александра Филиппенко наградили за его моноспектакль «Один день Ивана Денисовича» по произведению Александра Солженицына. А режиссер Эльдар Рязанов получил приз с формулировкой «За верность традициям отечественной сатиры». На фестивальной программе «Досье на цензуру» был показан самый «несчастливый» фильм Рязанова «Человек ниоткуда». Картина была снята в 1961 году, вышла в прокат всего одной копией, да и то в репертуаре кинотеатра продержалась недолго. Госчиновников насторожила комедия о приключениях в Москве дикаря из фантастического племени. По словам Эльдара Александровича, им не понравилось, что «дикарь оказывался лучше многих советских людей». Судьба картины была предрешена, и ее, что называется, положили на полку.
Главные призы фестиваля в этот раз достались: за «лучший игровой фильм» – «Кремень» Алексея Мизгирева, за «дебют» – «Слушая тишину» Александра Касаткина, приз имени Валерия Фрида – Алексею Балабанову («Груз 200»).