Инцидент в деревне Белый Яр Кетовского района Курганской области произошел в ночь на 15 декабря. «Двое мужчин, один из которых был сотрудником милиции, остановили автомобиль, которым управлял житель Кургана, – сообщил «Новым Известиям» старший помощник прокурора Курганской области по связям со СМИ Ярослав Храмов. – Угрожая водителю оружием, они отняли у него крупную сумму денег и некоторые вещи. Обоих нападавших удалось задержать». Имена их пока в интересах следствия не разглашаются.
Вчера же стало известно, что в понедельник Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) вынес обвинительный приговор в отношении троих милиционеров ОВД города Радужный. Они обвинялись по статье 286 УК «превышение должностных полномочий». «Трое милиционеров в рамках расследования дела о краже задержали двух женщин, – заявила «НИ» помощник прокурора ХМАО по связям со СМИ Марина Галкина. – Но признательные показания стражи порядка решили «выбить» из женщин силой, жестоко избив их. Двое правоохранителей были приговорены судом к пяти годам лишения свободы, третьего осудили условно, но в милиции служить он больше не сможет». По словам г-жи Галкиной, «задержанные, судя по всему, не были причастны к преступлению».
В этом году примеров милицейского произвола было на удивление много. Буквально на прошлой неделе была задержана банда, состоящая из 19 человек, четверо из которых были сотрудниками милиции. Один из задержанных милиционеров нес службу в управлении собственной безопасности ГУВД Саратовской области. Группировка промышляла разбоем и действовала с особой жестокостью. Бандиты отслеживали жертву, после чего врывались к ней в дом, избивали людей бейсбольными битами, а иногда пускали в ход и огнестрельное оружие. В эти дни в Екатеринбурге проходит суд над двумя сотрудниками ППС, расстрелявшими уроженца Средней Азии. Милиционеры-оборотни остановили их 9 сентября этого года на Ботаническом рынке Екатеринбурга. У одного азиата они изъяли сотовый телефон, после чего вывезли его в сельскую местность и расстреляли из табельного оружия. Можно вспомнить и множество иных примеров насилия. Так, в августе этого года милиционер изнасиловал ребенка на берегу реки Луга в Кингисеппе. 11 декабря Кингисеппский городской суд приговорил насильника к десяти годам колонии строгого режима. Агрессия милиционеров бывает направлена не только на маленьких детей, но и на членов своих же семей. Так, в январе этого года в Махачкале во время семейной ссоры офицер ГИБДД взорвал две боевых гранаты в одной из комнат, а также открыл стрельбу по своим домашним. Его жена и дочь были убиты, а сын, зять и другая дочь – ранены.
По данным Департамента собственной безопасности (ДСБ) МВД России, в милицейских рядах стали в последнее время больше выявлять оборотней в погонах. «За десять месяцев этого года за совершение должностных проступков и преступлений были привлечены к ответственности 33 693 милиционера, – заявила «НИ» сотрудник пресс-службы ДСБ МВД РФ Динара Измайлова. – Из них 1362 человека совершили преступления, предусмотренные статьями УК». По данным ДСБ, за десять месяцев этого года на произвол блюстителей порядка поступило 4524 жалобы, тогда как за аналогичный период прошлого года обращений граждан было 3284.
Правозащитники тем временем убеждены, что вся российская система МВД нуждается в коренных преобразованиях. «Для начала надо раза в три сократить штат милиционеров, повысив при этом в три раза зарплату оставшимся, – заявил «НИ» исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев. – Таким образом, при поступлении в милицию появится конкурс. Сейчас же «крышевание» милиционерами торговых точек – уже едва ли не самое мягкое преступление, часто совершаемое в рядах силовиков. По моим данным, почти во всех регионах страны милиционеры прибегают к пыткам. И это не говоря уже о массовых нарушениях прав людей при разгоне митингов оппозиции. Реорганизовывать необходимо всю систему МВД, и сверху, и снизу, оставляя на службе только отдельных достойных людей». По словам другого правозащитника, председателя комитета «Гражданское содействие» Светланы Ганнушкиной, милицейское беззаконие не удастся побороть, пока существует пресловутая система отчетности. «Пока сотрудники милиции отчитываются палочками и галочками о разоблаченных преступлениях, ситуация не изменится, – констатирует в интервью «НИ» Светлана Ганнушкина. – В рамках этой системы всегда будет процветать выбивание силой признательных показаний, а также поиски «следов» определенной национальности в громких делах о терактах». По мнению г-жи Ганнушкиной, отбор людей в правоохранительные органы должен быть строже. «Сейчас же милиция буквально переполнена ветеранами Афганистана и Чечни, у которых произошли серьезные изменения в психике, толкающие их на немотивированную жестокость», – добавляет Светлана Ганнушкина.