Posted 23 декабря 2007, 21:00
Published 23 декабря 2007, 21:00
Modified 8 марта 2024, 08:11
Updated 8 марта 2024, 08:11
В пятницу на крупнейших торговых площадках стоимость нефти снова пошла вверх. Так, цена январских фьючерсов североморской смеси в Лондоне выросла на 1,58 доллара и остановилась на отметке 92,46 доллара за баррель Brent. Американская легкая нефть подорожала еще более значительно (на 2,25 доллара), зафиксировавшись на уровне 93,31 доллара за «бочку».
Это плохие новости для потребителей «черного золота», особенно небогатых. Венесуэла же поставляет нефть по льготной цене 17 государствам Карибского региона, и их долги увеличиваются с каждым годом. Поэтому Уго Чавес предложил соседям другой вариант расплаты. На саммите стран нефтяного альянса «Петрокарибе» в кубинском городе Сьенфуэгосе он предложил поставки в обмен на продукты местного производства. Это позволит отсрочить выплату 40% стоимости нефти на 25 лет, процентная ставка при этом составит всего 1%.
Подобная система, заметим, действует уже на протяжении многих лет между Венесуэлой и Кубой. В обмен на 100 тыс. баррелей нефти в день, поставляемых на Остров свободы по сниженным ценам, Каракас получает тысячи кубинских врачей и учителей, которые бесплатно лечат и учат венесуэльцев. И такая структура товарообмена, несмотря на ее видимую архаичность, достаточно широко применяется по всему миру. Активно ее использует и наша страна. Так, например, строительство АЭС во Вьетнаме оплачивается рисом, чаем, вермишелью быстрого приготовления, «вьетнамками» и другими товарами народного потребления. Российские истребители обмениваются на индонезийские каучук и пальмовое масло. Это же экзотическое масло по той же схеме идет к нам и из Малайзии. Вооружением мы расплачиваемся и за аргентинскую говядину.
Венесуэльский лидер пояснил, что на этот раз речь идет о создании «новой нефтяной геополитики», направленной на уменьшение зависимости от «империализма и капитализма». Как отмечают многие западные аналитики, Каракас использует свои нефтяные ресурсы для увеличения политического влияния в Латинской Америке. Однако, как пояснил «НИ» директор Института энергетики и финансов Леонид Григорьев, возможно, Уго Чавеса заботит не только это. «Это страховка от неопределенности рынка. В ситуации, когда колеблются цены и на продовольствие, и на энергоносители, выходом может стать прямой договор», – рассказал эксперт. Он также предположил, что использование бартерной системы – это попытка вести бизнес без участия североамериканских посредников, однако «резкое подорожание одного из товаров приведет к возврату к рыночным ценам».
Для России, по мнению опрошенных «НИ» экспертов, схема «нефть на продовольствие» уже мало актуальна. С таким количеством нефтедолларов страна может купить все, что ей нужно. А вот с оружием – дело другое. Здесь политика порой важнее экономики.