– Крис, не секрет, что многие знают вас лишь благодаря песне Lady in Red и воспринимают как некоего трубадура, поющего о любви. Не хотели бы предстать в другом образе?
– Я пишу разную музыку. И если те, кто придут на мой концерт, ждут лирического артиста, который поет только баллады, они очень удивятся. Это же рок-концерт. Помимо Lady in Red, есть много других песен, под которые можно прыгать, визжать и выражать свои эмоции. Естественно, я пробую что-то новое, и новый альбом очень отличается оттого, что я делал раньше. Шесть песен записаны с оркестром, а одна композиция будет очень интересна русским: она называется «Ленинград». Она записана также с оркестром (а в оркестре более 92 инструментов), при участии русского исполнителя. Кстати, сам я тоже пою на русском, например, такие строчки: «Ты моя душа».
– Действительно неожиданно. А о чем песня «Ленинград»?
– О Ленинграде 1941–1944 годов, когда на протяжении 900 дней город был блокирован, и погибли более миллиона людей. Единственная Дорога жизни, как известно, проходила по Ладожскому озеру, и в это время молодой человек помогает своей любимой девушке и ее семье бежать по этой дороге из города. Она понимает, что больше никогда не увидит его, но через 30 лет узнает, что он жив, и они встречаются в ее старом доме в Санкт-Петербурге…
– Похоже, вы не устаете писать о любви. А не хотели бы написать политическую песню, например?
– Политическая ситуация, государственные дела и власть предержащие, на мой взгляд, не стоят того, чтобы о них писали песни. Я уважительно отношусь к людям, занимающимся политикой, это их работа, но для меня это не столь важно. Я очень интересуюсь политикой и всегда читаю новости, у меня свое мнение, но я не считаю нужным выражать его в песнях.
– А вы принимаете участие в политической жизни вашей страны?
– В нашей стране все так сложно и запутано. Я не пытаюсь в этом разобраться, но голосовать хожу всегда. И очень важно, что все могут голосовать – демократия ведь. Более того, люди должны голосовать. Я знаю, что у вас недавно прошли выборы, и я наблюдал за этим: прочитал много разных статей и мнений. И слышал, что вице-премьер предложил вашему президенту впоследствии занять пост премьер-министра.
– Мне кажется, говорить о музыке, а тем более петь, вы любите больше. И сегодня исполняете старые песни с теми же чувствами и искренностью, как и много лет назад. Как вам это удается?
– Действительно у меня записано более 200 композиций. И, кстати, они не только о любви, но и о людях, о житейских проблемах, о трудностях. У меня настолько богатое воображение, что я могу представить себе все, что угодно. Я очень эмоционален, даже до слез. Некоторые люди бояться выражать свои эмоции, но для меня это не проблема – я очень открытый человек. Вот, например, представьте, что вы гуляете по Москве и встречаете человека, вы встречаетесь взглядами. Вы очень хотите с ним заговорить, но боитесь чего-то, и он также стесняется. А через некоторое время вы встречаете его где-то в поезде, а на третий раз по воле случая вы снова гуляете в центре Москвы и вдруг слышите: «Добрый вечер!». Судьба сводит вас вместе… Я могу себе представить это все и написать песню.
– А у вас никогда не было ощущения, что вы сделали все, и работать больше не нужно?
– Вообще-то нет. Я до сих пор работаю очень много: выступаю как по клубам, так и на больших площадках. К тому же, я очень люблю писать музыку. И мой голос со временем становится только лучше. Вот послушайте (поет песню Lady in Red, наигрывая ее на пианино. – «НИ»). Сейчас, когда я слышу свой голос на старых альбомах, то удивляюсь, как он изменился. И мне очень нравится то, что я делаю.
– А попробовать себя в других ипостасях не пробовали?
– Сейчас у меня есть проект, связанный с кино, а позже я бы хотел принять участие в какой-нибудь театральной постановке. Но музыка – это потрясающее средство общения, у нее есть потрясающая сила – трогать людей до глубины души. И у меня лучшая в мире работа, которая делает людей счастливыми. Где бы я ни был, я могу сесть и выдумать новую мелодию, я люблю свое дело.
– «Творческие кризисы» вас миновали?
– Такое случалось. Надо сказать, что далеко не все могут похвастаться такой долгой карьерой, как я. Могу назвать в числе «долгожителей» таких людей, как Боб Дилан, Пол Саймон, Питер Гэбриэл или Стинг. И, безусловно, иногда приходит момент, когда вам надо поговорить с самим собой, и вы думаете: «Я не знаю, что будет дальше». Но если вы точно представляете, чего хотите, у вас есть цель, то намного проще идти вперед.
– Если говорить о современной музыке, то вам импонирует кто-то из новых артистов?
– Я слышал песни многих молодых групп, но не могу сказать, что они меня поразили. Никаких новых подходов к музыке я не услышал – все это было и 30 лет назад, разве что теперь подделано под современность. Поэтому мой выбор в музыке в первую очередь падает на классику: например, Баха или Моцарта, люблю также церковное хоровое пение.
– То есть современная музыка вас особенно не привлекает?
– Я бы не сказал. Просто дело в том, что, слушая музыку, я люблю узнавать что-то новое. И в этом смысле я преклоняюсь перед The Beatles. Те же современные Westlife или Boyzone с ними не сравнятся. И я не вижу в них настоящего таланта, каким обладает, например, британский артист Джеймс Блант. Я мог бы выделить, пожалуй, певицу Dido: она пишет потрясающие песни о тех мелочах, которые случаются в жизни каждый день, о романтических отношениях. Для меня это очень важные вещи.
– А как вы относитесь к явлению музыкальных «фабрик» по выпуску популярных артистов?
– Мне кажется, это хорошая вещь, потому что дает шанс действительно талантливым проявить себя. Однако минус этого «предприятия» в том, что, если вы выигрываете конкурс или хотя бы попадаете в десятку лучших, вы автоматически становитесь «невольниками». Вы целиком и полностью зависите от телевизионной и продюсерской компаний, и контракты, которые они заключают с новоиспеченной звездой, просто ужасны. Я видел и знаю, как это происходит. Конечно, быть знаменитым – это замечательно, а вот быть ограниченным…
– Но, по-вашему, эти конкурсы могут «производить» действительно достойных артистов?
– Я скажу вам так: посадите кого-нибудь в вертолет, поднимитесь с ним на верхушку Эвереста, а потом скажите: «А теперь мы будем учиться взбираться на Эверест». Но вы могли бы этому научиться, только поднимаясь с самого низу. Ведь эти «фабриканты» становятся популярными, по сути, не прилагая никаких усилий, не зная конкуренции и борьбы «за выживание».
– Однако без помощи этих конкурсов «пробиться» очень трудно. Вы так не считаете?
– Стать популярным сейчас при определенных условиях очень просто. Одно мгновение, и ты – звезда. Но также скоро тебя и забудут. А в мое время добиться популярности было невероятно трудно. И меня очень радует, что сегодня меня узнают на улице, слушают песни и приходят на концерты. Видимо, по причине того, что телевизор не помогал мне прославиться, у меня и сложилась такая долгая карьера.
Музыкант Крис де БУРГ (настоящая фамилия – Девидсон; де Бург – фамилия матери) родился 15 октября 1948 года в Аргентине в семье дипломата, ведущего свою родословную от древнего ирландского аристократического рода. Учился в престижном музыкальном «Тринити Колледже» в Дублине. Для большой сцены де Бурга открыл композитор Дуг Флетт, случайно услышавший его на одной из студенческих вечеринок. В 1974 году фирма «A&M» сразу же на прослушивании предложила Крису солидный контракт. Восхождение на высшие ступеньки хит-парадов началось в 1984 году с хита For Rosanna, посвященного рождению дочери актера. Кстати, впоследствии Розанна Девидсон стала «Мисс мира-2003». Нам из того периода наиболее известна песня Moonlight and Vodka, написанная задолго до первого визита певца в Россию и ставшая подпольным хитом в СССР. Самым успешным альбомом певца стал Into The Light (1986), сделавший де Бурга звездой. Именно на нем вышла одна из наиболее известных баллад певца – Lady In Red. После творческой паузы в начале 90-х годов прошлого века артист выпускает новые альбомы This Way Up (1994) и Beautiful Dreams (1995). Последний альбом де Бурга Storyman вышел в этом году. Всего за годы музыкальной карьеры Крис выпустил 17 альбомов, которые разошлись общим тиражом около 45 миллионов экземпляров. Посол доброй воли ЮНЕСКО. |