Posted 16 декабря 2007, 21:00
Published 16 декабря 2007, 21:00
Modified 8 марта, 08:15
Updated 8 марта, 08:15
На саммите Евросоюза тема Косово затмила все остальные вопросы. Решение об отправке миссии ЕС в этот мятежный край Сербии, находящийся с 1999 года под администрацией ООН и оккупированный войсками НАТО, далось не просто. Отвечая на вопрос, когда «спасательная команда» ЕС будет готова отправиться на Балканы, канцлер ФРГ Ангела Меркель сказала: «Как можно скорее». Правда, не все уверены, что такая миссия может иметь правовую основу без специального одобрения Совета Безопасности ООН. Президент Кипра Тассос Пападопулос специально решил провести свою пресс-конференцию последним, после лидеров «великих» стран, чтобы собрать побольше журналистов и выступить против «основного решения». Но он остался, пожалуй, единственным, кто решительно осудил вмешательство ЕС в косовские дела. Другие так или иначе допускают роль Объединенной Европы как косовского жандарма.
Правда, против независимости края высказались еще и греки, которых гложет та же тревога, что и киприотов: окончательное отделение (по примеру косоваров) Северного Кипра, оккупированного турецкими войсками. Президент Румынии Трайан Басеску тоже совершенно ясно дал понять: для его страны с Трансильванией, населенной этническими венграми, признание независимости Косово было бы «опасным прецедентом».
Раз полного согласия между 27 странами ЕС нет, нет и общей позиции в итоговом документе саммита. Слово «независимость» в нем вообще не упоминается, зато написано, что возможности переговорного процесса между сербами и косоварами исчерпаны, а затягивание нынешнего неопределенного статуса недопустимо. Глава МИД Бельгии Карел де Гюхт постарался разделить проблему независимости и посылку гражданской миссии ЕС. «Мы сегодня вообще не обсуждали вопрос о признании, – отбил он поток вопросов журналистов. – Всему свое время. Приезд пожарных не имеет отношения к праву собственности на дом».
Евросоюз не государство, и он не может признавать или не признавать независимость. Это в компетенции стран–членов Союза. Все крупные страны ЕС (за исключением разве что колеблющейся Испании) выступают за независимость Косово под международной опекой. В среду в Совете Безопасности ООН Франция и Великобритания, которые являются его постоянными членами, и Италия, которая сейчас председательствует в нем, будут пробивать свое мнение. Сегодня президент Франции Николя Саркози проведет подготовительную встречу с госсекретарем США Кондолизой Райс, которая остановится в Париже проездом.
Лидер Франции особенно активно выступал за признание Косово и ведущую роль ЕС в окончательном погребении бывшей Югославии. На пресс-конференции Саркози демонстрировал чудеса ораторского искусства, мимики и жеста: «Прежде всего, есть факт, что сербы и косовары больше не хотят жить вместе. Европа сделала все возможное, чтобы сблизить их позиции... Но Югославии больше нет, как и нет больше Советского Союза. Это реальность. Что с ней делать? Смотреть, как люди убивают друг друга?.. Мы с (министром иностранных дел Бернаром. – «НИ») Кушнером давно говорим, что не русским и не американцам расхлебывать проблему Косово – это дело европейцев».
Саркози назвал отделение Косово завершением процесса распада Югославии и высказался за одинаковую европейскую перспективу для всех стран региона, в том числе Сербии. Он первым из государственных лидеров призвал снять с Сербии «черную метку», «проклятие Караджича и Младича» –- то есть отделить проблему ареста военных преступников от подписания между Брюсселем и Белградом соглашения об ассоциации.
В БЕЛГРАДЕ ДОПУСКАЮТ РАЗДЕЛ КОСОВО
Источник в МИД Сербии в беседе с корреспондентом «НИ» выразил надежду на то, что, отказавшись от однозначной поддержки косоваров, европейцы не станут возражать против относительно мирного решения регионального конфликта – разделения Косово на два этнических анклава. В Белграде рассчитывают, что Брюссель «не станет резко реагировать», если в случае провозглашения независимости Косово северные районы края, населенные преимущественно сербами, откажутся подчиняться правительству в Приштине и останутся под сербской юрисдикцией. Эти предположения перекликаются с недавним выступлением представителя ЕС в «тройке посредников» немецкого дипломата Вольфганга Ишингера. Последний выразил уверенность, что косовские сербы не признают независимость Косово, однако исключил жесткую реакцию Брюсселя на этот шаг с их стороны. На упрочение позиций Белграда в северных районах мятежного края указывает и недавнее открытие там представительства канцелярии сербского министерства по делам Косово и Метохии – первое событие такого рода за последние годы.
Тем не менее опасность возобновления боевых действий в регионе сохраняется. «Попытки перенести кризис на юг Сербии, как и в соседнюю Македонию, будут иметь место. Не случайно же в последнее время в Македонии, да и в самом Косово, активизировались террористические организации. Однако силы безопасности Республики Сербии не допустят вспышек какого-либо насилия на юге страны», – заявил «НИ» высокопоставленный функционер правящей Демократической партии Сербии Ненад Попович. По его словам, единственным решением кризиса является уважение принципов международного права и возобновление переговорного процесса между официальным Белградом и представителями косовских албанцев.
Тамара БЕЛАНОВИЧ
БУДУЩИМ ЕВРОСОЮЗА ЗАЙМУТСЯ «МУДРЕЦЫ»
По предложению президента Франции Николя Саркози на саммите Европейского союза была создана «группа мудрецов» с целью разработки «европейской мечты» (видимо, по аналогии с «американской мечтой»). Ведь по мере собственного расширения ЕС принимал в свои ряды британцев и скандинавов, испанцев и греков, страны Центральной и Восточной Европы вместе с Прибалтикой. Это добавило разных точек зрения на цели и перспективы союза. «Мечта» стала до того многообразной, что между участниками проекта то и дело проявляются разногласия. Какой хотят видеть Европу ее обитатели в 2020–2030 годах? Должен это быть политический союз, похожий на супергосударство, или достаточно общего рынка, помогающего выстоять в глобализации? Как быть с общими ценностями, с европейской социальной и экологической моделью?
Для политических наблюдателей, следивших за подоплекой этой инициативы Саркози, ясен и ее конкретный посыл: перспектива приема Турции в ЕС. Формально с ней ведутся переговоры о возможном членстве, но новый президент Франции в своей предвыборной кампании ясно заявил, что он «против». Правда, перед «мудрецами» вопрос поставлен не столь прямолинейно: каких соседей европейцы готовы принять в общую семью, не нарушая ее уклада жизни? Председателем группы назначен экс-премьер Испании Фелипе Гонсалес, давно претендующий на какой-нибудь достойный международный пост, его заместителями – бывший президент Латвии Вайра Вике-Фрайберга и глава компании «Нокиа» Йорма Оллила. Последний, по словам британского премьера Гордона Брауна, олицетворяет успешный бизнес и технический прогресс. Остальные девять «мудрецов» будут назначены позже.
Александр МИНЕЕВ, Брюссель