Необходимость запрета, по словам руководителя центра общественных связей Госкомрыболовства Александра Савельева, связана с тем, что в Японию поставляется краб, в основном выловленный браконьерским способом. Поэтому с 1 января 2008 года весь улов морепродуктов из основной экономической зоны России должен поступать на таможенную территорию РФ и проходить соответствующее оформление. Рассматриваются также планы по введению моратория на вылов краба в некоторых дальневосточных зонах.
Напомним, что еще в начале июня 2007 года Минсельхоз РФ запретил вывоз живого краба за пределы российской экономической зоны и обязал рыбаков поставлять улов для переработки в отечественные порты. В ведомстве посчитали, что это станет эффективной мерой по борьбе с браконьерством. Но на деле, как у нас нередко бывает, все получилось «с точностью до наоборот». Живой краб, минуя проложенные чиновниками маршруты, по сей день продолжает поступать в Японию.
По данным таможенного управления японского порта Вакканай, за 10 месяцев этого года туда было ввезено около 9 тыс. тонн живого краба (то есть на 69% больше, чем за соответствующий период 2006 года, когда никакие ограничения российских чиновников еще не действовали). Сумма браконьерских, по сути своей, поставок составила более 47 млн. долларов, или на 85,5% больше, чем годом ранее. А доля запрещенного живого краба в общем импорте морепродуктов за этот период составила 78,2%.
«Весь живой краб поступает сюда из России», – признают представители российской компании, поставляющей замороженного краба в Корею. Везут все, и флаги, под которыми ходят суда, значения не имеют. За 10 месяцев этого года число заходов судов под российским триколором составило 314, под флагом Камбоджи – 673, далекого латиноамериканского Белиза – 181. Но здесь ни для кого не секрет, что большинство иностранных судов имеют российские команды, которые беззастенчиво вылавливают краба в основной экономической зоне РФ.
По данным японских таможенников, размер импортной пошлины на живого краба составляет 4% от стоимости. Портовый сбор с судна-поставщика за выгрузку до 12 часов составляет 8,82 иены (меньше 2 руб.!), от 12 до 24 часов – 11,76 иены (меньше 3 руб.). Иными словами, заходи практически даром. Как правило, российские рыбаки сдают выловленного краба по средней оптовой цене 5 долларов за 1 кг. В том же порту кило вареного деликатеса зашкаливает за 200 «зеленых». Общая прибыль от поставок российского живого краба в Вакканай составляет, по некоторым данным, около 25 млрд. японских иен в год (около 230 млн. долларов).
Понятно, что и бюджет портового города, и вся его экономика напрямую зависят от поставок улова из особой экономической зоны РФ. В Вакканае расположено семь крабоперерабатывающих заводов. Местные власти не скрывают: практически весь краб, поступающий в порт, имеет браконьерское происхождение, тем не менее они просят, чтобы Россия как-то вошла в их положение.
Опрошенные «НИ» эксперты полагают, что развитие экономики острова Хоккайдо дается нам слишком дорогой ценой. Как заявил научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин, «на вывоз живых крабов нужно не временный мораторий вводить, его необходимо вообще запретить». Только так, по мнению эксперта, можно восстановить популяцию крабов и реанимировать рыбоперерабатывающее производство на российском Дальнем Востоке. Ученый убежден: простые административные запреты, «которые все равно никто не исполняет», здесь не помогут.