Posted 10 декабря 2007, 21:00
Published 10 декабря 2007, 21:00
Modified 8 марта 2024, 08:18
Updated 8 марта 2024, 08:18
Впервые идея формирования нового финансового органа, который учредили теперь Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Парагвай, Эквадор и Уругвай, была высказана еще в 2006 году венесуэльским президентом Уго Чавесом. За это время Каракас основательно подготовился к реализации своей инициативы – Венесуэла в этом году покинула и МВФ, и Всемирный банк (ВБ). Связь других государств, вошедших в Banco del Sur, с этими глобальными институтами также несколько ослабла в последние годы. Аргентина, Бразилия и Венесуэла полностью расплатились с МВФ, скоро их примеру последует и Уругвай.
По замыслу лидеров этих государств, Южный банк должен помочь покончить с зависимостью стран Латинской Америки от МВФ и ВБ. Их явно не устраивает, что Международный валютный фонд выделяет средства в основном на демократические преобразования, а также спонсирует страны, находящиеся в экономическом кризисе. Кроме того, МВФ всегда жестко указывает, как именно должны тратиться деньги.
Главным же преимуществом Банка Юга, как говорят его создатели, будет то, что каждый участник станет сам решать, на что пойдут ассигнования. Большинство латиноамериканских лидеров сошлись на том, что приоритетом будет решение социальных и экономических проблем в регионе. В частности, предполагаются финансовые вливания в уже существующие производства, а также создание новых мощностей, борьба с бедностью и природными катастрофами. Кредиты смогут получать не только правительства стран региона, но и зарубежные общественные организации, и государственные компании.
По оценкам аналитиков, активы нового банка составят свыше 7 млрд. долларов. Их львиная доля будет предоставлена Бразилией и Венесуэлой. Как рассказал «НИ» директор Института Латинской Америки РАН Владимир Давыдов, решение этих двух стран взять на себя большую часть расходов обусловлено тем, что они хотят упрочить свои позиции в регионе. «За лидерство надо платить», – заметил эксперт. В перспективе денежная география расширится. По подсчетам аналитиков, в Латинской Америке имеются более 200 млрд. долларов свободных средств, которые могут быть с успехом проинвестированы в самом регионе. Это вряд ли обрадует США, поскольку большая часть этих денег вложена сейчас в американские ценные бумаги.
«Ранее интеграция в регионе развивалась без общих финансовых институтов, а наличие их является жизненной необходимостью», – подчеркнул г-н Давыдов. По его прогнозу, тенденция к созданию подобного рода организаций вскоре распространится и на другие регионы. В самой Латинской Америке интерес к вступлению в Южный банк уже проявили Чили, Перу, Колумбия, некоторые страны Центральной Америки.
Последствия создания нового регионального банка могут быть весьма значительными. По заявлению боливийского президента Эво Моралеса, это будет первым шагом на пути перехода стран Южной, а потом и всей Латинской Америки на единую валюту. Важно и то, что в ближайшее время Аргентина и Бразилия планируют запустить пилотный проект по отказу от доллара при взаиморасчетах и переходу на местную национальную валюту двух стран. Все больше готовы к такому же шагу Парагвай, Боливия и Эквадор. Впрочем, как поспешили заметить западные специалисты, Банк Юга и другие подобные организации будут иметь успех лишь при условии, что их деятельность будет отвечать требованиям рынка, а не станет заложницей политической и идеологической конъюнктуры.