Posted 9 декабря 2007, 21:00
Published 9 декабря 2007, 21:00
Modified 8 марта, 08:18
Updated 8 марта, 08:18
От того, какую музыку слушает водитель, зависит его внимание к дорожной ситуации, а следовательно, и риск попадания в ДТП. К такому выводу пришли британские психологи. Ими были проведены эксперименты, в ходе которых водители, управляя автомобилем, слушали разнообразную музыку. Выяснилось, что при прослушивании спокойных мелодий большинство ехали так же, как если бы никакой музыки вообще не звучало. Под быстрые композиции водители непроизвольно увеличивали скорость и уделяли меньше внимания ситуации на дороге.
Наши психологи склонны согласиться с коллегами из Британии. «С древности известно, что звуковые колебания способны оказывать воздействие на человеческий организм, – рассказала «НИ» заместитель директора Института психоэкологии РАЕН Елена Русалкина. – Звуковые колебания воспринимаются либо через органы слуха, либо напрямую воздействуют на организм в целом. Впрочем, разные музыкальные жанры по-разному действуют на человека. От так называемой «тяжелой» музыки зачастую повышается уровень агрессии, который человек пытается подсознательно погасить. Водитель может это сделать, например, увеличив скорость, чтобы ощутить выброс адреналина».
По мнению экспертов, куда разумнее было бы прослушивать негромкую и спокойную музыку. Впрочем, отдавать предпочтение исключительно классике специалисты не советуют. «Некоторые мелодии могут расслабить до такой степени, что человек потеряет контроль за движением, – пояснил «НИ» ведущий радиопередачи «Музыкальная аптека», кандидат психологических наук Максим Леви. – Поэтому для прослушивания в автомобиле следует выбирать музыку высокого темпа и ритма. Это создаст чувство движения, которого сейчас так не хватает на наших дорогах».
Несмотря на то, что британские ученые напрямую связывают статистику аварий на дорогах с играющей в салоне автомобиля музыкой, в ГИБДД подобное утверждение встретили прохладно. «Ни в одном правовом документе не существует предписания, что именно за рулем можно слушать, а что – нельзя, – сообщила «НИ» начальник отдела пропаганды ГИБДД столицы Марина Васильева. – Как можно точно определить, хорошо это или плохо? У нас ведь нет статистики, которая фиксировала бы ДТП, случившиеся из-за того, что человек слушал за рулем автомобиля «неправильную» музыку».
Впрочем, статистика на этот счет есть у страховых компаний. Правда, зарубежных. Так, в результате опроса, проведенного в США, выяснилось, что 65% водителей-меломанов считают себя более бдительными. С другой стороны, лишь 14% респондентов согласились с тем, что некоторые композиции склоняют их вдавить педаль газа в пол. И только 9% отметили, что музыка их отвлекает от вождения. «Само по себе прослушивание музыки в автомобиле – явление позитивное, – считает г-н Леви. – Правда, никто вам не расскажет, сколько было предотвращено ДТП на ночных трассах при дальних переездах благодаря тому, что дальнобойщики слушали радио».
Эксперты объясняют столь различное влияние музыки психикой самих водителей. «Я часто наблюдаю молодых людей на перекрестках, у которых руки и ноги дергаются в такт песне, – поделился с «НИ» вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. – Ведут себя такие ребята на дороге не совсем адекватно».
По мнению специалистов, хотя исследование британцев поучительно, во внимание все-таки надо в первую очередь принимать человеческий фактор. «Водитель с устойчивой психикой подсознательно выберет комфортную именно для него музыку, – рассказал «НИ» руководитель отдела работе со СМИ центра коммуникативных технологий «PRОПАГАНДА» Василий Ефремов. – Ведь, прежде всего, ты должен быть уверенным пользователем автомобиля. А если на дороге твое состояние зависит от музыки, может, лучше не садиться за руль?»