Posted 9 декабря 2007, 21:00

Published 9 декабря 2007, 21:00

Modified 8 марта 2024, 08:18

Updated 8 марта 2024, 08:18

Иран, Венесуэла, далее везде

9 декабря 2007, 21:00
В конце прошлой недели министр нефти Ирана Голямхоссейн Нозари заявил, что его страна полностью прекратила продажу углеводородов за американскую валюту. Таким образом, Тегеран первым из нефтеэкспортеров окончательно отказался от доллара. Как отмечают эксперты, опрошенные «Новыми Известиями», вскоре примеру Ирана послед

Еще в ноябре власти Исламской Республики заявили о том, что «почти все» сделки по продаже иранской нефти за рубеж оплачиваются не в американской валюте. Очевидно, теперь ни в одном контракте на поставку «черного золота» из Ирана символ « фигурировать не будет. «В рамках проводимого курса на продажу сырой нефти за любую другую валюту, кроме доллара, в настоящее время продажа Ираном нефти за американскую валюту полностью исключена», – сказал министр нефти Голямхоссейн Нозари. Стоит отметить, что такая дедолларизация произошла не сразу. Президент Махмуд Ахмадинежад на протяжении всего своего правления призывает нефтедобывающие страны отказаться от «зеленых» в сырьевых расчетах. Такие заявления звучали и на последнем саммите ОПЕК в Абу-Даби, но, как и раньше, большого резонанса они не имели. Сам Тегеран на протяжении двух последних лет сокращал поступление нефтедолларов, объясняя это тем, что ослабление американской валюты снижает ее покупательную способность.

Впрочем, как пояснил «НИ» директор Института проблем нефти и газа Анатолий Дмитриевский, путь Ирана к отказу от доллара значительно более долог. «Когда произошло падение шаха Пехлеви, персидские счета в западных банках были заблокированы, и стране пришлось искать иные источники. Сегодня Иран просто привык жить без доллара», – рассказал эксперт. По его мнению, в скором времени примеру Тегерана последуют и другие экспортеры углеводородов. Уже на этой неделе, возможно, объявит о выходе из «зеленой» зоны Венесуэла. Разговоры о переводе расчетов в другие валюты идут и в российском «Газпроме». И это вполне логично. Например, в Норвегии и Кувейте нефтяные фонды только за год обесценились на 30–40% из-за удешевления доллара. «Сегодня выгодно продавать в любой валюте, только не в долларах», – добавил г-н Дмитриевский.

Иран является вторым по величине поставщиком нефти в ОПЕК. Он поставляет на мировой рынок 4 миллиона баррелей в сутки. Так что вполне логично предположить, что и страны с меньшим потенциалом пожелают вскоре сократить свои потери от слабеющего день ото дня доллара.

Подпишитесь