Герои нашего времени

3 декабря 2007, 00:00
Музыкант десятилетия Владимир СПИВАКОВ

Премию «Новых Известий» «Герой нашего времени» маэстро добавил к своим бесконечным наградам. Тем не менее Владимир Спиваков представляется как раз человеком… не нашего времени. Например, он всегда уважает своего собеседника – и репортеры не составляют исключения. «Дежурных» ответов не бывает, реплики в пользу «галочки» – неинтересны. Этим «свойством» – умением элегантно построить диалог и создать атмосферу увлекательной беседы – обладали те самые «священные чудовища» минувшего столетия, о которых уже написаны книги или которые написали о себе сами. Спиваков же обладал еще и тем счастливым жизненным талантом, который позволял ему увидеть таких людей и получить от них самое важное. Скажем, от старшего своего друга – Иегуди Менухина, с которым его свела судьба – и жизненная, и творческая. Стоило бы, право, об этом и книгу написать, но сам маэстро Спиваков не занимается литературной деятельностью, не пишет мемуаров. Все еще не пишет.

Но зато рассказывает, говорит фантастически интересно! Пространство для филолога – метафоры, гиперболы, афористичность суждений… А слабый пол замирает от благородного «бархатного» тембра голоса… Если бы у маэстро Спивакова была своя телевизионная передача – зрителя и слушателя он увлек бы мгновенно. Ибо умеет не только исполнять музыку. Он умеет о ней рассказывать. Рассказывать так, что это интересно всякому, кому интересна сама музыка. Но, увы, и такой передачи у Спивакова тоже нет. Опять, наверное, не те времена на дворе.

Ну да что там телевидение, когда забот и без него – вагон и маленькая тележка. Ведь, кроме нескончаемых гастролей, есть и руководство двумя коллективами и двумя фестивалями (на которые собираются первые мировые звезды), Домом музыки, который еще в стадии развития. Есть и ученики, и утомительное представительство на светских раутах, и многие часы личного времени для соискателей интервью. Тут, разумеется, впору говорить о дисциплине, которой с младых ногтей подчинена вся жизнь маэстро, и о воспитании души, чему заслугой были те люди, с которыми также с юных лет маэстро свела судьба.

Свела уже в Ленинграде, о котором он неизменно говорит с особенной нежностью. Там, на заре жизни, были самые первые уроки музыки, взятые у матери – талантливой пианистки Екатерины Вайнтрауб. Прелюдия славы – занятия шестилетнего ребенка с Борисом Крюгером, первым педагогом по скрипке. После побед на важных конкурсах, уже приглашенный в Москву и попавший в класс знаменитого педагога Юрия Янкелевича (у которого изучали даже полузапретного классика «новой венской школы» Альбана Берга), Спиваков стал свидетелем легендарного приезда в СССР великого композитора Игоря Стравинского. Впрочем, и в самой Московской консерватории, студентом которой стал молодой ленинградец Спиваков, он был вольнослушателем у выдающегося Давида Ойстраха. И туда же, на улицу Герцена (ныне Большую Никитскую), преподавать в класс приходил сам Генрих Нейгауз – не просто блистательный музыкант и гениальный педагог, но интеллектуал, эстет, блестящий знаток литературы и джентльмен, который никогда не позволял себе появиться перед студентами без галстука и всегда для них был примером comme il fout. Качество, воспринятое и Спиваковым, для которого такие встречи не проходили даром и помогали рождению молодого таланта.

Оставившему еще в детском возрасте довольно серьезные занятия боксом (кстати, блестящая сегодняшняя физическая форма маэстро свидетельствует о том, что он все же и теперь не совсем чужд силовым забавам), Спивакову оказалось куда труднее расстаться с живописью. Он занимался ею и в Ленинграде, и в Москве. И лишь когда стало очевидно, что двум богам служить нельзя (при том, что в живописи также уже были взяты немалые высоты), музыканту по требованию Янкелевича пришлось сделать очень трудный выбор. Но все же это был выбор, о котором он никогда не пожалел. Это был призыв судьбы.

Тем не менее, фортуна не сразу оказалась благосклонной к музыканту и широко улыбнулась ему лишь в 1969 году, когда Спиваков победил на Международном конкурсе в Монреале. А вскоре, сопровождая концертирующую деятельность педагогической, Спиваков стал и одним из самых молодых профессоров Гнесинского института, куда его пригласил прославленный хоровой дирижер Владимир Минин – тогдашний ректор этого вуза.

Судьбоносным для музыканта стал 1979 год, в котором случился дирижерский дебют маэстро в Чикаго и первые выступления в Нижнем Новгороде созданных Спиваковым «Виртуозов Москвы». Американские газеты писали о рождении нового уникального дирижерского таланта, в то время как советская музыкальная критика отмечала уникальность нового коллектива, который играл музыку четырех веков – от XVII до XX и исповедовал абсолютный музыкальный космополитизм – от религиозных мотивов до напевов опереттки. Впрочем, последнее звучало, как правило, на «бис» – музыкантов и их руководителя отличал безупречный художественный вкус.

Девяностые годы, когда «Виртуозам Москвы» пришлось переехать из России в Испанию, стали также и счастливым временем встречи Спивакова с красавицей Сати – известной актрисой, которая стала женой музыканта и вместе с которой он создал семью и уже в конце 90-х вернулся в Россию. Вернулся триумфатором, еще более прославленным, чем уезжал. Со своим фестивалем во французском Кольмаре (к тому времени семья уже обзавелась и домом в Париже, на культурном перекрестке Европы), и со стремлением создать свой фестиваль и на родине, что спустя несколько лет и было сделано. И как! Спиваков привез в Москву саму Джесси Норман – первую сопрано нашего времени. Вскоре музыкант возглавил Национальный филармонический оркестр России и Дом музыки.

Тут, конечно, нелишне заметить, что разносторонняя деятельность Владимира Спивакова протекала исключительно внутри творческих границ, участие же в политических затеях музыканта не интересовало, и от таковых баталий он неизменно оставался в стороне. Единственной сферой общественной деятельности маэстро Спивакова была благотворительность. Однако на этой ниве он оказался одним из первых.

А что же музыка?.. Блестящий музыкант и яркий виртуоз, Владимир Спиваков, что самое важное, оказался исполнителем, который удивительно чутко отнесся к своей деятельности интерпретатора. В его исполнении на первом месте стоит творческая идея композитора. Каждое исполняемое Спиваковым произведение отмечено «ароматом эпохи».

#Новости #Культура
Подпишитесь