Posted 29 ноября 2007, 21:00
Published 29 ноября 2007, 21:00
Modified 8 марта, 08:23
Updated 8 марта, 08:23
На самом деле, еще до того, как начался великий русский исход, то есть еще до 17-го, театральная актриса Алла Назимова, оставив МХАТ, отправилась в Новый Свет попытать счастья на кинематографическом поприще. Попытка оказалась столь удачной, а образ русской дивы столь органично вписался в господствовавший тогда стиль ар деко, что уже спустя несколько лет после своего прибытия на «фабрику грез» Назимова стала владелицей самого роскошного особняка на Голливудских холмах. В «Саду аллаха» примадонна устраивала роскошные приемы и светские рауты. Русских, правда, на этих собраниях не бывало. Мадам Назимова никогда не стремилась вписаться в русскую диаспору, а предпочитала работать с американскими звездами. И кто знает, как долго продолжалась бы ее сверхуспешная карьера, не прикажи «великий немой» долго жить. А на просторах звукового кинематографа она, увы, оказалась чужой.
Русский бум
Когда слава Назимовой уже вовсю гремела за океаном, во Франции группа русских эмигрантов, в которую входили выдающийся режиссер Яков Протазанов (спустя некоторое время вернувшийся в СССР), а также красавица Наталья Лисенко и некоторые другие кинематографисты из России, основали свою киностудию под романтическим названием «Альбатрос». Ее звездой стал великий русский артист Иван Мозжухин – еще на родине прославившийся гениальным исполнением ролей Германа в «Пиковой даме» и отца Сергия в одноименной картине. В Париже Мозжухин стал известен не только как исполнитель главных ролей в костюмных картинах «Кин» и «Казанова», но и как режиссер фильма «Костер пылающий». Примечательно, что эта картина попала даже в советский прокат. Скорее всего, просто потому, что режиссер критиковал в фильме положение бедных в Париже. Однако во Франции картина успеха не имела, и Мозжухин отправился работать в Америку. За океаном он снялся всего лишь в одном фильме и уже в 30-е годы вернулся в Европу, где вскоре умер почти что в бедности.
Впрочем, нельзя говорить, что русским актерам на Западе не везло. Бум, вызванный массовым появлением наших соотечественников в Европе и в Америке, проявлялся и в моде (наши манекенщицы заполонили модные дома, русскими мотивами тотчас же воспользовалась для своей коллекции великая Шанель), и в балете (дягилевская труппа и вовсе положила начало западному балету XX столетия), и, разумеется, в кино.
На западном киноэкране замелькали русские персонажи. Даже сам Рудольф Валентино снялся в роли некоего царского офицера в картине «Белый орел», а Дина Дурбин пела «Калитку» и «Две гитары» в знаменитой комедии «Сестра его дворецкого». Наконец, и сами русские артисты то и дело возникали в западных фильмах. Образ суровой балетной мадам из мелодрамы «Мост Ватерлоо» в исполнении Марии Успенской запечатлелся в памяти ничуть не меньше, чем образ самой Вивьен Ли. Так же, как и колоритные героини сменившей МХАТ на Голливуд Ольги Баклановой из фильмов «Уродцы» и «Клавдия», как персонажи Анны Стэн, Евгении Леонтович, Николая Ратова, ставшего за океаном Ратоффым.
Но мировыми кинозвездами нашим соотечественникам суждено было стать уже после Второй мировой. Первой русской кинознаменитостью мирового масштаба стал Юл Бриннер. То ли цыган, то ли еврей, то ли монгол, но родом из Владивостока. Не только, между прочим, киноартист, но и великолепный певец. В промежутках между съемками в Голливуде его можно было запросто встретить в парижском «Доминике» с гитарой в руках, аккомпанирующего прославленному Алеше Дмитриевичу. Публике, в том числе и советской, Бриннер стал известен прежде всего по фильму «Великолепная семерка», в котором его брутальный персонаж лихо рубился и стрелял на скаку. Однако он был и тонким психологическим мастером, взявшим серию уроков у великого театрального педагога Михаила Чехова, также жившего в США, что и проявилось в его русских киноролях в фильмах «Тарас Бульба» и «Братья Карамазовы».
Хорошо там, где нас нет
Последняя волна советской эмиграции была связана с 70-ми годами, когда ряд талантливых кинематографистов покинули отечество прежде всего в поисках творческого самовыражения. Режиссера Андрея Тарковского родина «изящно» выдавила из СССР. Более десятка лет работал на Западе и Андрей Михалков-Кончаловский, который затем вернулся в Россию.
Однако далеко не всем, кто уезжал на Запад, удалось состояться, далеко не всем сопутствовал тот успех, который встречал их на родине. Так было и с Олегом Видовым, зарубежный кинорепертуар которого известен лишь специалистам. Или с Борисом Сичкиным – прославленным Бубой Касторским: его талант в США был востребован лишь на вторых ролях. Вскоре после своей эмиграции в Новый Свет в 1991 году покинула съемочный павильон и Елена Соловей – героиня картины «Раба любви». Попав в совершенно иные, чем на родине, творческие условия и отношения с новыми коллегами, к которым требовалось адаптироваться, она оказалась в растерянности. Кроме того, надо было еще и выучить иностранный язык...
Наконец, далеко не всем удавалось найти работу по специальности. Так, Елена Коренева, успев поработать даже официанткой в знаменитом ресторане «Русский самовар», в конце концов вернулась в Россию. Возвратились домой из Израиля Михаил Козаков и Валентин Никулин…
Новая волна
В 90-е годы, однако, поток российских кинозвезд за рубеж не иссяк. Романтика творческой эмиграции сменилась прагматизмом, связанным с поиском работы. Актеры охотно соглашались на работу за океаном, тем более что приглашения стали поступать не только на второстепенные роли, но и на главные.
Вслед за участием в картине «Американская рапсодия» с Настасьей Кински Владимир Машков снялся еще в нескольких кинолентах в Голливуде. Вот уже почти 20 лет большую часть своего времени проводит в США и Родион Нахапетов, сделавший за океаном шесть фильмов. Совсем недавно главную роль в штатовском триллере «Ведьма» по гоголевскому «Вию» сыграл Валерий Николаев – герой многих российских сериалов-боевиков.
Примечательно, что гонорары наших звезд сегодня ничуть не уступают вознаграждениям, которые получают местные светила. Правда, пока никто из «наших» еще не сыграл главную роль в дорогом блокбастере. Но, кажется, что и это уже не за горами – пригласят. Зато второстепенную роль в знаменитом сериале про агента 007 уже сыграл Михаил Горевой – талантливый режиссер и артист антрепризы. Он стал первым из всех русских артистов, кому посчастливилось участвовать в саге про Джеймса Бонда.
Потогонную систему западного кинопроизводства наши соотечественники тоже уже освоили. Оказалось, не самое сложное дело. Теперь главное – не растерять полученное на родине мастерство. Ведь именно из-за него и зовут на «фабрику грез» и на европейские киностудии наших кинознаменитостей. А это во всех смыслах дорогого стоит.