Posted 28 ноября 2007, 21:00
Published 28 ноября 2007, 21:00
Modified 8 марта, 08:24
Updated 8 марта, 08:24
По данным Минфина, самые низкие показатели расходования бюджетных средств у Федерального агентства по информационным технологиям (6,5%), Мининформсвязи (21,5%) и Минэкономразвития (7,9%). Это и дает астрономический остаток в бюджете. «Тенденция увеличения остатков сохраняется», – отметил премьер. По его словам, такая ситуация вызвана хроническим отставанием при подготовке нормативных документов, определяющих порядок финансирования. «В целом ситуация в бюджетной сфере позволяет увеличивать расходы на капитализацию институтов развития и направлять дополнительные средства на решение актуальных экономических, а главное – социальных вопросов», – сказал Виктор Зубков. Говоря проще, денег на все это у государства достаточно, но потратить их как следует оно не в состоянии.
В то же время серьезные проблемы у правительства и с налоговыми поступлениями. «С начала текущего года задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему и федеральный бюджет увеличилась на 260 млрд. руб., причем 255 млрд. из них – по федеральной части», – сообщил премьер-министр. Поэтому г-н Зубков призвал серьезно активизировать сам рабочий процесс и напомнил о персональной ответственности членов правительства за несвоевременное исполнение бюджета.
Идею премьер-министра об ответственности охотно поддержал и его заместитель, министр финансов Алексей Кудрин. «Предложения по ответственности Минфин совместно с рядом других ведомств внесет в конце этого года или начале следующего, когда мы будем знать итоги», – заявил он журналистам после заседания кабинета правительства. Тогда же г-н Кудрин попытался объяснить и причину задержек при расходовании бюджетных денег. Он связывает это со становлением процедуры использования Инвестиционного фонда. Во-первых, многие тендеры были отложены «по ряду причин», объяснил вице-премьер, однако сами причины раскрывать не стал. Во-вторых, обычно сдача объектов идет в конце года, тогда же они и оплачиваются. Так что еще не все потеряно. «Есть хорошие шансы в основном все планы исполнить», – убеждал Алексей Кудрин.
Противоположное представление об этих «шансах» у не сложивших пока полномочий депутатов Госдумы из комитета по бюджету и налогам. Как там рассказали «НИ», бюджетная система у нас всегда очень плохо работала, и ничего в последнее время не меняется. По словам народных избранников, «деньги государство не может потратить из-за бюрократии и коррупции в системе казначейств и госзакупок». Другая проблема нашей бюджетной системы – инфляция, которая в этом самом бюджете прописана ниже, чем в реальной жизни. И это уже вопрос к самому Минфину. О том, что в 8% вписать ее по итогам года никак не удастся, говорили еще тогда, когда главный финансовый документ только принимался. Как рассказал «НИ» президент экспертного центра Михаил Хазин, «из-за роста цен приходится постоянно пересматривать уже установленные расходы, что создает дополнительные проблемы при исполнении бюджета». Иными словами, одна ошибка тянет за собой другую, и деньги, в которых и экономика, и социалка остро нуждаются, лежат мертвым грузом.