– Ваит Абдулхамидович, поздравляем вас с выходом «Терека» в премьер-лигу. Когда поверили, что возвращаетесь в премьер-лигу?
– Только когда раздался финальный свисток последнего матча против «Содовика», который мы выиграли со счетом 4:0. Тогда и выдохнул с облегчением. Все было на нервах до последней секунды.
– Но ведь команда из Стерлитамака – аутсайдер первого дивизиона и в конце чемпионата потеряла всякую мотивацию.
– Вот я и боялся недооценки соперника. Обычно я вызывал команду на сбор за день до игры, а перед «Содовиком» «закрыл» ребят на базе за два дня. Я им говорил: «Неудача в этом матче может пустить насмарку весь сезон. Соберитесь. Для многих из вас это, может быть, самый важный матч в карьере». И ребята услышали мои слова. Но даже в перерыве матча с «Содовиком», когда мы уже вели 3:0, никто никого не поздравлял с выходом в премьер-лигу. Серьезно готовились ко второму тайму. Лишь после игры дали волю эмоциям.
– Можно только представить, какая радость была в раздевалке...
– Не поверите, но лично я ощущал какую-то опустошенность. Даже радоваться не было сил. Просто было чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы. И еще в голове все время крутилась одна мысль: «Неужели этот кошмар под названием «первая лига» уже закончился?»
– А казалось, что у «Терека» не было проблем.
– На самом деле перед началом сезона на нас никто не ставил. Даже руководство не ставило перед командой задачу – выйти в премьер-лигу в этом сезоне. Но у меня в душе такая цель была. Не люблю и не умею тренировать, не ставя перед собой никаких задач. Так что я все-таки на что-то надеялся. Но могу вам сказать одну вещь. Очень тяжело выходить в премьер-лигу со второго места. Первую команду, лидера никто не трогает. Все как бы смирились, что этот клуб сделает шаг наверх. А за вторым местом и, соответственно, путевкой в элиту начинается настоящая охота. И в такой ситуации у многих есть желание сунуть конкуренту палки в колеса.
– Может быть, кто-то специально не хотел, чтобы именно «Терек» вышел в высший дивизион российского футбола?
– Ну, я могу высказать только свое мнение. На мой взгляд, такие люди были. Но я не буду называть их имен, тем более что и доказательств у меня нет. Да я и не знаю, по каким причинам они недолюбливают «Терек». Но с трудностями, необъективностью, повторяю, нам приходилось сталкиваться.
– Все запомнили триумфальный финиш «Терека», но теперь уже немногие помнят, что команда стартовала с двух поражений в трех матчах. Почему так получилось?
– Причин как минимум две. Первая заключается в том, что комплектование мы закончили лишь на последнем сборе. Едва ли не последним в коллектив влился вратарь Максим Левицкий. Да и вся команда довольно существенно обновилась. Естественно, ребятам необходимо было время, чтобы «притереться» друг к другу. Вторая причина – думаю, что я немного перегрузил футболистов на предсезонных сборах. Снова нужно было время, чтобы команда восстановилась, обрела легкость. И, когда все наладилось, мы стали регулярно набирать очки.
– Старт был самым сложным этапом сезона?
– Да нет, пожалуй. Сложнее всего пришлось в середине первенства, когда выбыли из строя сразу два центральных защитника – бывший игрок сборной России Евгений Варламов и Дамир Мемишевич. Они очень здорово играли. Хорошо еще, что летом сумели дозаявить защитника Анатолия Романовича. В ярославском «Шиннике» он сидел на лавке, а у нас заиграл. Но все равно без Варламова было тяжело. К сожалению, у Жени возникли проблемы с сердцем. Сейчас он должен поехать на обследование в Германию. Увы, скорее всего, ему придется завершить карьеру по состоянию здоровья.
– Интересно, что не только Романович, но и еще два летних «джокера» – два Шамиля, Лахиялов и Асильдаров, пришлись ко двору.
– Ну, они не сразу вписались в команду. Сначала все было непросто. Но к осени разыгрались и принесли пользу. Так что все наши летние приобретения действительно были удачными.
– Теперь пора задуматься о зимней селекции. Уже есть потенциальные новички на примете? Сильно изменится состав «Терека» в следующем сезоне?
– Изменения в составе, конечно, будут. Еще по ходу сезона я предупреждал своих игроков: «Ребята, если мы выйдем в премьер-лигу, то многие из вас в команде не останутся. Извините. Но вы покинете «Терек» с высоко поднятой головой, и многие клубы первого дивизиона с удовольствием подпишут с вами контракты». И меня, думаю, правильно поняли. Открою маленькую тайну. В межсезонье в «Тереке» бывает более восьмидесяти игроков. В этом сезоне их, вероятно, будет больше ста. И состав может кардинально измениться. Скажу так: в ближайшее время будут предупреждены те игроки, которых мы выставили на трансфер. Надо, чтобы у ребят было время найти новое место работы. Правда, сначала нужно подыскать им равноценную замену.
– Может ли «Терек» в следующем сезоне играть не в Лермонтове или Кисловодске, а в Грозном?
– Сложный вопрос. Он скоро будет обсуждаться на уровне РФС и РФПЛ. На самом деле бывший стадион «Динамо» готов для проведения матчей уровня премьер-лиги. На нем уже уложен отличный газон. С этой точки зрения нет никаких проблем. К тому же если поднять статистику, то в Чечне, в Грозном сейчас совершается гораздо меньше преступлений, чем в соседних регионах. Но, к сожалению, для многих Чечня до сих пор ассоциируется со словом «война». Это психология. И с этим трудно что-то поделать. Я, конечно, надеюсь, что первые люди Чеченской Республики сумеют убедить Москву в том, что в футбол можно и нужно играть в Грозном. Но мой прогноз более пессимистичный – должно пройти еще года два, чтобы власти действительно разрешили играть на бывшем «Динамо». Но я буду только счастлив, если мой прогноз не оправдается. В противном случае придется играть в Кисловодске. Там, правда, нужно модернизировать стадион, чтобы он соответствовал требованиям премьер-лиги. А времени в обрез.
– Бюджет команды в связи с выходом в премьер-лигу тоже, наверное, возрастет?
– Наверное, но в разумных пределах. Клуб не собирается приглашать футболистов старше 27 лет. И мы не собираемся заманивать игроков большими зарплатами. Да, был период, когда мы зазывали известных, но уже возрастных мастеров – Олега Терехина, Дмитрия Хомуху, Дениса Клюева, Максима Бокова… Не в обиду сегодняшним игрокам «Терека» будет сказано, но команда образца 2004 года была сильнее, мастеровитее. Когда мы первый раз завоевали путевку в премьер-лигу, знаменитости били себя буквально пяткой в грудь и кричали: «Абдулхамидыч, не отчисляй нас! Не подведем!» И у меня рука не поднялась с ними расстаться. Но это было моей ошибкой. Возраст, здоровье ведь не обманешь. Они пришли в команду, когда им было за тридцать. А после «тридцатника» каждый год в футболе значит очень многое. Но я доверился ветеранам, а в итоге команда вылетела в первую лигу. Это во многом моя вина. Не хотелось бы, чтобы вновь повторилась такая же ошибка.
– Тогда, два года назад, вы подали в отставку с поста главного тренера по состоянию здоровья и вообще не хотели возвращаться в футбол. Но что вас подтолкнуло к тому, чтобы вновь занять привычное место на тренерской скамейке?
– Вся работа тренера – на нервах. Вот и возникли проблемы со здоровьем. А совмещать посещения поликлиники и тренировочного поля практически невозможно. И я ушел. Думал, что в футбол больше не вернусь. И как тренер, и как функционер. Но когда поступило предложение, то неожиданно подумал вот о чем. «Терек» вылетел в первую лигу во многом из-за моих ошибок. Грубо говоря, это я опустил команду в первый дивизион. Теперь я и должен ее вернуть в элиту. С этой мыслью и вернулся к тренерской деятельности. Но сейчас дело сделано, и мавр может уходить. После завершения сезона на приеме у Рамзана Кадырова хотел попросить об отставке. Но меня отговорили. Не время, мол, разговаривать на такие темы в такой момент.
– Опять дело в состоянии здоровья?
– Да не только. Семья живет в Джамбуле. Уехал из дома 4 января и до последнего тура чемпионата не возвращался. Хорошо, что родные на два месяца приезжали в Кисловодск. Но это, конечно, не решение проблемы.
– Это самая большая трудность?
– Ну, это мое, личное. Я больше всего переживаю за развитие футбола в Чечне в целом. Неважно в данном случае, кто будет тренером «Терека». К сожалению, во время войны мальчишкам было не до футбола. Мы потеряли целое поколение, которое вместо мяча держало в руках автоматы. Сейчас жизнь налаживается. И в футбол в Грозном уже играют. Но последствия войны еще долго будут сказываться. К сожалению, воспитание талантливых игроков – очень долгий и трудоемкий процесс. И его плоды можно увидеть только через несколько лет.
– Вы в клубе являетесь не только главным тренером, но и генеральным директором. Насколько сложно совмещать посты?
– Честно? Понимаете, «Терек» – это не очень большой клуб. Поэтому и роль гендиректора в нем не так велика. Нет, это конечно, очень ответственная должность. Но главное – это честно и справедливо распределять деньги, которые выдает нам президент. А это не так уж сложно.
– Сейчас, наверное, планируете отдохнуть?
– Да, поеду в Джамбул. Надо все еще раз обдумать и переосмыслить.
P.S. Вчера в разговоре с корреспондентом «НИ» министр спорта Чеченской Республики и вице-президент «Терека» Хайдар Алханов заявил, что Талгаеву будет предложена должность в футбольном клубе. Не исключено, что он останется на посту генерального директора.