Posted 18 ноября 2007, 21:00
Published 18 ноября 2007, 21:00
Modified 8 марта, 08:29
Updated 8 марта, 08:29
О том, что остатки расходов текущего года в размере 470 млрд. руб. перейдут на год будущий, Минфин предупредил еще в начале ноября. Однако средства инвестиционного фонда (150 млрд. руб.), как заявил Алексей Кудрин, не будут потрачены и в 2008 году. Таким образом, расходы бюджета-2008 увеличатся только на 300 млрд. что впрочем, как выразился министр, «является заметным для макроэкономики». При этом он продемонстрировал уверенность, что более строгая денежная политика позволит стабилизировать цены и добиваться ежегодного снижения инфляции.
В целом же Алексей Кудрин был довольно оптимистичен по поводу перспектив дальнейшего роста цен. По его словам, факторов, работающих на снижение инфляции, больше, чем тех, что способствуют ее повышению, и они более интенсивны. В их числе министр назвал быстрый прирост импорта и последующее снижение сальдо платежного баланса. Он напомнил, что «сильный» платежный баланс был одним ключевых факторов инфляции и «он как раз быстрее ослабевает».
В то же время, если цена на нефть сохранится на очень высоком уровне, антиинфляционный фактор, связанный со снижением сальдо платежного баланса, может быть, по словам г-на Кудрина, «заблокирован». Однако глава Минфина не считает, что цены на «черное золото» вышли на устойчиво высокий уровень. Он напомнил, что цена на российскую нефть в январе–феврале этого года была 50 долларов за баррель, в то время как теперь она близка к 90. «Сейчас мы не можем говорить о закрепленной долгосрочной тенденции. Долгосрочный прогноз Минфина цен на нефть –50 долларов за баррель в сопоставимых ценах», – заключил министр финансов.
Независимые эксперты отмечают: похоже, инфляция так сильно напугала власти, что они уже стали «дуть на воду». По мнению специалистов Института экономики РАН, решение Минфина в очередной раз отложить расходы на поддержку отечественной экономики – вполне в русле философии этого ведомства. «А она заключается в том, чтобы деньги не тратить, что должны быть одни доходы и минимум расходов, – рассказали там «НИ». – Сейчас происходит манипуляция сознанием граждан. Сначала нам говорили, что повышать расходы нельзя для сохранения макроэкономической стабильности. При этом, судя по нынешним цифрам роста цен, ясно, что стабильность и так не достигнута. А теперь констатируют, что если уж инфляция так увеличилась (кстати, официальный диагноз причин этого увеличения совершенно неверен), то сокращать расходы тем более необходимо».
Специалисты отмечают, что средства стабфонда размещаются в западных банках, а потом идут на кредиты российским корпорациям. Почему эти деньги не являются в отличие от бюджетных инфляционными, по мнению аналитиков, совершенно не понятно. Ученые академического института убеждены: заработанными бюджетом деньгами можно и нужно распоряжаться с умом. Если их просто бездумно раздать на повышение зарплат, то ничего хорошего из этого не получится. Но ведь в России есть кричащие проблемы в сфере образования, науки, промышленной инфраструктуры. Именно для их решения и существует инвестиционный фонд. И если его два года вообще не тратить, это грозит деградацией экономики страны, вылечить которую не сможет никакая цена барреля нефти. Упущенные годы аукаются потом десятилетиями отставания.