Posted 13 ноября 2007, 21:00
Published 13 ноября 2007, 21:00
Modified 8 марта, 08:30
Updated 8 марта, 08:30
Внимание к продуктам, ориентированным на физических лиц, объясняется резким ростом розничного сектора в течение последних лет. Профессионалы также говорят о «карточном буме» в России. В связи с выпуском новых карточных программ популярность приобретают мероприятия, посвященные безопасности в сфере финансов, а также различные программы страхования рисков банковских эмитентов.
Несмотря на популярность идеи «финансового супермаркета», продукты страховых компаний на российских выставках пока представлены не очень широко. Страховщики сегодня заинтересованы прежде всего в том, чтобы объяснить потенциальным потребителям ценность своих продуктов. Чаще всего они продвигают свой бренд и страховые программы не с помощью прямого участия в каких-либо выставочных мероприятиях, а через спонсирование культурных событий и бизнес-партнерство (примером тому – общая компания страхователя жизни «Ренессанс лайф» и «Евросети» в Петербурге).
Наиболее популярны на рынке выставочной индустрии выставки «Финансовый супермаркет»: экспозиции с таким брендом по нескольку раз в год проходят не только в двух столицах, но и в региональных центрах. В начале октября такая выставка прошла в Москве в Экспоцентре, а в ближайшее время (9–11 ноября) состоится еще одна – в Санкт-Петербурге. Ближе к концу ноября мероприятие на ту же тему пройдет в Самарской области: там откроется III Межрегиональная выставка «Ярмарка недвижимости» и XXI Всероссийская выставка «Финансовый супермаркет». В оригинальной форме проходит московская международная выставка-конференция «Частный инвестор EXPO», которая в этом году также планируется на конец ноября. По замыслу организаторов, в ней должны принять участие не только российские, но и зарубежные частные инвесторы, а экспозиции представят более 100 известных компаний. Не имеет аналогов на столичном рынке петербургская однодневная выставка «Личные финансы», которая представляет программы доверительного управления, кредиты, брокерское обслуживание и другие продукты для физических и юридических лиц, а также деловую литературу.
На некоторых мероприятиях посетителям предоставляется также возможность получить консультацию специалиста финансового рынка, а также пройти бесплатные тренинги центров, обучающих игре на бирже. Экспозиции, посвященные рынку FOREX и технологиям, обучающим игре на бирже, – это еще одно направление мероприятий на финансовом рынке. Так, в Москве в конце ноября 2007 года пройдет четвертая международная выставка «FOREX EXPО 2007». В гостинице «Radisson Славянская» свои материалы представят лидеры брокерских услуг со всего мира. Посетители смогут ознакомиться с возможностями бесплатного обучения, специальным программным обеспечением и всем спектром биржевой индустрии.
Заметным событием следующего года обещает стать Московский международный Финансовый Форум MIFF 2008, на котором будет представлен полный спектр финансовых услуг для физических и юридических лиц. Проведение в рамках форума специализированных выставок является удачной находкой: таким образом организаторы рассчитывают привлечь не только серьезных игроков финансового рынка, но и их потенциальных клиентов. Экспоцентр, где будет проходить форум, представит площадки для шестой московской международной выставки «КредитЭКСПО 2008», а также для первой выставки, посвященной актуальным финансовым инструментам – ПИФ 2008. Интерес посетителей может также вызвать премьера выставки Private Banking 2008 (private banking – это комплекс финансовых и нефинансовых услуг для частных клиентов, обладающих крупным капиталом). Ожидается, что участниками форума станут ведущие банки, страховые компании, управляющие и инвестиционные компании, консалтинговые и юридические фирмы.
Находить золотую середину между собранием профессиональных игроков рынка и выставками, рассчитанными даже не на целевого клиента, а на «массовое посещение», удается не всем организаторам. Чаще всего мероприятия делятся по форматам: форумы, семинары и конференции рассчитаны, прежде всего, на профессионалов, а выставки ориентируются на потребителя банковских продуктов. На сегодняшний день концентрация «мероприятий для обмена опытом» в сфере финансов превышает концентрацию выставок: за один месяц в Москве проходит не менее двух десятков мероприятий этого профиля. По словам участников прошедшего в октябре форума «Розничные финансы», те финансисты, которые принимают все поступающие им приглашения на форумы и конференции, «рискуют превратиться в шоуменов».
Среди организаторов финансовых мероприятий заметную роль играет компания «Финансовый мир» – именно она чаще всего организует события под брендом «Финансовый супермаркет». Гораздо шире представлены на рынке event-организации, которые занимаются проведением различных форумов и конференций. При выборе этих конференций значение на потенциальных участников влияет не столько имидж компании-организатора, сколько традиция самого мероприятия и список приглашенных спикеров.
Финансовый форум
В Москве в гостинице «Mariott Тверская» прошел Третий Международный форум «Розничные финансы – 2007», организованный компанией AHConferences. В рамках форума для обмена опытом встретились представители ведущих организаций финансового сектора. Участники и спикеры обсудили текущую структуру рынка розничных банковских услуг в России и Восточной Европе, проанализировали основные технологии инвестирования, системы обработки данных, каналы распределения, способы оплаты и возможности стандартизации банковских технологий.
Фокус-темой первого дня стала проблема повышения конкурентоспособности банков за счет организации банковского фронт-офиса. Доклад на эту тему представила один из руководящих менеджеров компании ОТР (Организационно-технологические решения) Мария Архипова.
Вице-президент Русславбанка Андрей Круглов рассказал в своем выступлении о таком инструменте поддержки территориальной экспансии ритейлового банка, как система CONTACT. Эта электронная система, прежде всего, дает возможность банкам и финансовым компаниям осуществлять денежные переводы между физическими лицами без открытия счета.
Вице-президент Пробизнесбанка по кредитным рискам Ярослав Алексеев выступил с сообщением в рамках сессии, посвященной риск-менеджменту в финансовой компании. Он осветил опыт банка в минимизации уровня как кредитных, так и операционных рисков, стратегии, направленные на безрисковое ведение ритейлового бизнеса. В качестве инструмента снижения рисков докладчик предложил использовать страхование, а также оценил приемлемые размеры страхового портфеля банка. Проблеме эффективного управления рисками было посвящено и выступление заместителя гендиректора Секвойя Кредит Консолидейшн Алексея Козырева.
Страхованию рисков эмитентов банковских карт был посвящен доклад представителя страховой компании РОСНО Виталия Уса. Такая страховая программа дает возможность банкам сохранить свою репутацию, но при этом не понести убытки, возвращая клиентам похищенные с их карточек деньги. Держатели банковских карт очень часто становятся жертвой мошенников, кроме того, они и сами очень часто обманывают банки, надеясь получить с них «компенсацию». Страховщик разработал метод поиска мошенников и сложную процедуру возвращения убытков по незаконным транзакциям.
Не все заявленные спикеры смогли выступить в рамках двухдневного мероприятия, однако, по словам участников, оно оказалось достаточно информативным. Несмотря на то, что выступления и доклады часто отвечают рекламным задачам, они, тем не менее, доносят до участников новую и полезную информацию. Так, по мнению сотрудников банка «Возрождение», приехавших на форум, главное здесь – не продвижение собственного бренда, а владение информацией. Именно эта информированность в конечном счете помогает банку сохранять конкурентоспособность и покорять новые рубежи на рынке.
«Финансовый супермаркет»
11–13 октября в Экспоцентре прошла ежегодная Всероссийская выставка «Финансовый супермаркет». Впервые на одной с ней площадке разместилась также специализированная выставка «ПИФ-Экспо». Организаторы попытались показать полный спектр финансовых услуг на рынке управления средствами. В фокусе внимания оказались, прежде всего, финансовые услуги физическим лицам, а также технологии, обучающие работе на фондовом рынке. С этими продуктами познакомили посетителей негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные группы, банки и компании, управляющие капиталами. Свои экспозиции также представили бизнес-издания и СМИ широкого профиля, информагентства и радиоканал Business FM.
Выставки «Финансовый супермаркет» проходят на нескольких известных площадках Москвы и Санкт-Петербурга. В Экспоцентре она прошла в этом году в восемнадцатый раз. Среди экспонентов были как те, кто раньше не продвигал свою продукцию на выставках, так и компании с большим опытом выставочной деятельности. Эффективность таких мероприятий они оценивают по-разному. Однако большинство участников финансового рынка сходятся в том, что российского клиента важно познакомить с продуктом. Именно поэтому идея «супермаркета» для России пока не слишком актуальна: поставщики финансовых услуг борются не столько друг с другом, сколько с незнанием и недоверием потенциального потребителя.
Одновременно с выставкой в Экспоцентре прошел первый всероссийский специализированный форум, посвященный лизингу, факторингу и программам кредитования для бизнеса. Организаторы мероприятия стремились представить спектр кредитных, лизинговых, факторинговых программ и альтернативных инструментов финансирования юридических лиц. В форуме приняли участие как крупные финансовые группы, так и специализированные лизинговые и факторинговые компании. Он был ориентирован, прежде всего, на руководителей и топ-менеджеров крупных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса.
Первый форум стал в некоторой степени пробным: в нем приняли участие лишь несколько компаний. Кроме того, не удалось привлечь большого количества целевых клиентов. Однако экспозиции разных участников давали широкое представление о современном рынке кредитных продуктов для бизнеса. Организаторы мероприятия также сумели обеспечить участникам серьезную медиа-поддержку.
Мнения участников
Елена Багаева, клиентский отдел Балтийского финансового агентства:
– ЗАО «Балтийское финансовое агентство» участвует в различных выставках. Впрочем, от чего именно зависит эффект выставки мы до конца не поняли. «Много посетителей» не обязательно значит «много клиентов». Сегодня многие молодые люди увлекаются брокерскими услугами, кажется, это отчасти заменяет им игровые автоматы. На наши курсы, обучающие игре на бирже, приходит очень много народу. Перспективным выпускникам наших учебных центров мы иногда даем возможность поработать в компании.
Инкин Алексей, директор департамента развития ЗАО «РТК-Инвест»:
– ЗАО «РТК-Инвест» существует с 1994 года, однако совсем недавно стало ориентироваться на розничного клиента. Представители нашей компании не участвовали в выставках, конференциях и семинарах и работали в основном с крупными структурами, такими, как государственные пенсионные фонды. В Экспоцентре мы не столько рекламируем продукт, сколько получаем информацию о разных финансовых услугах. Сами посетители приходят не за конкретным продуктом конкретной управляющей компании, они просто ходят по кругу и собирают информацию. Анализируют они ее дома или нет, я не знаю. Но складывается впечатление, что выставки – это все-таки целесообразно.
Вера Захарова, сотрудник финансовой группы «Церих»:
– Мы ожидали увидеть своих потенциальных потребителей, но в основном подходят участники, сотрудники журналов. Однако даже при небольшом количестве посетителей выставки полезны тем, что на них завязываются агентские отношения с другими компаниями.