Всего год назад родину Гамлета потряс так называемый «карикатурный скандал», разразившийся после публикации газетой «Юландс постен» серии сатирических рисунков, изображавших пророка Мухаммеда. Итогом публикации стали бурные протесты по всему исламскому миру и бойкот датских товаров и компаний в мусульманских странах. Шутка обошлась небольшой скандинавской стране в сотни миллионов евро убытков. Опросы показывают, что около 60% датчан ждут повторения этой истории в той или иной форме и считают, что традиционные ценности одной из старейших демократий в Европе находятся под угрозой, как внешней, так и внутренней.
На этом страхе соотечественников и решила сыграть лидер Датской народной партии Пиа Шергаард, запустившая в массы рисованного Мухаммеда. Эта партия, войдя три года назад в правящий буржуазный блок, добилась введения в стране ряда жестких антииммигрантских законов, невиданных для других государств Европы. В частности, были введены ограничения на въезд иностранцев, женившихся или вышедших замуж за датчан. В результате сотни семейных пар были вынуждены переехать в соседнюю Швецию, чтобы не жить в разлуке. В нынешней программе Народной партии предусмотрено дальнейшее урезание прав «некоренного населения», прежде всего, мусульман. Предлагается запретить ношение хиджабов в общественных местах, дети из мусульманских семей не смогут просить замены свинины в школьных обедах и переодеваться в специальных помещениях. Рамадан перестанет быть основанием для пропуска школьных занятий, а взрослые мусульмане не смогут требовать оборудования рабочих мест согласно религиозным традициям.
Несмотря на датскую негостеприимность, это государство по-прежнему является магнитом для тысяч иностранцев. По уровню жизни и степени развития системы социальной защиты Дания входит в тройку мировых лидеров, а трехпроцентная безработица – одна из самых низких в Европе. Именно благополучие экономики заставило премьер-министра Андерса Фога Расмуссена объявить внеочередные выборы, хотя они должны были состояться лишь весной следующего года. Премьер и возглавляемая им коалиция надеялись, что избиратели наградят их за умелое распоряжение страной еще одним мандатным периодом.