Posted 13 ноября 2007, 21:00

Published 13 ноября 2007, 21:00

Modified 8 марта, 08:30

Updated 8 марта, 08:30

Двести лет под водой

13 ноября 2007, 21:00
Завтра в ходе своего визита в Суоми глава МИД РФ Сергей Лавров встретится с финским коллегой Илккой Канервой. Они намерены, в частности, поставить точку в многолетнем споре о судьбе голландского парусника, перевозившего грузы из России и затонувшего в нынешних финских территориальных водах еще в 1771 году. На борту это

«Новые Известия» уже не раз рассказывали о голландском паруснике Vrouw Maria, затонувшем в финских шхерах на пути из Амстердама в Санкт-Петербург 236 лет назад. В 1999 году это судно было обнаружено группой поисковиков из Суоми, и с тех пор даже не столько за сам корабль, сколько за погребенные на нем сокровища, шла борьба между нашедшей его командой и финским государством. Парусник стоит на дне на ровном киле, его корпус находится в неплохом состоянии, и специалисты уверены, что содержимое трюмов хотя бы частично сохранилось. Есть шанс спасти даже полотна, поскольку они перевозились в герметично запаянных свинцовых тубах.

Наша газета много раз призывала Москву включиться в спор о грузе «голландца», поскольку он был оплачен из российской казны, но реакция властей была, по меньшей мере, прохладной. МИД и Минкульт в 2001 году отреагировали на статьи в «НИ» отписками, в которых ссылались на сложности с доказательством российской принадлежности сокровищ. И это несмотря на сохранившуюся объемную переписку между российскими и шведскими властями (Финляндия во время крушения Vrouw Maria входила в состав Швеции) о попытках найти исчезнувший парусник. В свое время Екатерина Великая даже послала в Финляндию придворного живописца, который должен был заняться реставрацией картин сразу после их подъема.

Пока Москва хранила молчание, сражение шло на финской стороне. Поисковики проиграли иск к финскому государству с требованием выплатить им часть стоимости груза. В 2005 году парусник и все находившиеся на нем грузы были признаны собственностью финского государства на основании закона о древностях. Однако юридическая база, на основе которой принималось это решение, продолжала оставаться крайне зыбкой. Это признавали даже ведущие финские юристы, недоумевавшие, как голландское судно, шедшее с русским грузом, может считаться национальным сокровищем Финляндии?

И вот наконец-то российские власти решили поучаствовать в судьбе уникального судна. Как сообщает газета «Хювудстадсбладет», Министерство культуры России поддержало идею совместно со шведскими партнерами поднять Vrouw Maria, превратив парусник в плавучий музей. Как сообщила старший инспектор министерства образования Суоми Пайви Салонен, окончательный вариант соглашения будет рассмотрен на завтрашней встрече министров иностранных дел России и Финляндии. Планируемый плавучий музей будет перемещаться между портами на Балтике.

Хельсинки отказался от жесткой позиции в отношении судьбы судна и его груза, согласившись на сотрудничество с Россией, поскольку дело могло обернуться большим международным скандалом. Подъем и консервация Vrouw Maria обойдутся в сумму от 25 до 40 млн. евро. У Финляндии денег на это нет, между тем злополучное судно медленно разрушается. Но власти Суоми не хотят выступать в роли варваров, допустивших гибель уникальной коллекции.

Харри ХЕЛЕНИУС, Чрезвычайный и Полномочный Посол Финляндии в РФ:

– Согласно нормам международного права, то, что найдено в территориальных водах того или иного государства, этому государству и принадлежит. То же самое касается и парусника, затонувшего в XVIII у берегов Финляндии, и грузов, которые он перевозил. Но я думаю, что в нашем случае есть очень хорошая возможность для совместной работы. Российские специалисты обладают уникальным опытом морских археологических работ, по уровню компетенции в этой сфере с ними мало кто может сравниться. Вопрос о дальнейшей судьбе судна сейчас изучается. Создание плавучего музея – хорошая идея. Возможно, он будет базироваться в российском Выборге, а, возможно, и в Финляндии, в приморском городе Котка.

Подготовил Алексей АНДРЕЕВ

Подпишитесь