На самом деле то, что по-чешски звучит как «грубый домашний продукт», в русском варианте оказывается «внутренним валовым продуктом». А у власти, насколько мы знаем, нет большей заботы, нежели постоянное повышение ВВП. Пражская художница Славка Соботовичова сделала этот продукт абсолютно зримым: в дырявом металлическом ведре она замесила довольно жидкое дрожжевое тесто. Взбухшая на дрожжах (или, если угодно, в «благоприятном политическом климате») биомасса вытекла из дырок и создала на ведре эффектную шапку. Именно такого рода разрастание «гидры консюмеризма» изучают почти все участники чешской выставки.
Художники, как известно, народ странный. И то, что для рядовых граждан приятно и полезно, им кажется нестерпимым мещанством. Не так уж и давно россияне привыкли к нескольким сортам колбасы на прилавках. Поэтому всякого рода инсинуации насчет потребительства звучат едва ли не оскорбительно. Впрочем, чехи избежали откровенных нападок на товарную религию. Их куда как больше заботил именно момент стыковки искусства и продукта. Так, например, Павла Сцеранкова создала серию фотографий с видами разного рода заведений, где хозяева используют арт-бренды: ресторан «Леонардо», конфеты «Рафаэлло», магазин «Пикассо». С другой стороны, Ян Налевка вырезал из магазинных каталогов более тысячи снимков разных товаров и поместил их на чистый белый фон: под музыку фламандского композитора XV века Жоскина Депре вновь получившиеся иконы бесконечно сменяют друг друга. Но куда как более изощренную коллекцию артефактов представили в дуэте Давид Беем и Иржи Франта. Они создали «рисунки жиром» прямо на внутренностях коробок, в которых доставляется пицца.
То, что критики в этом проекте куда как меньше, чем обывательского или околонаучного интереса, свидетельствует и серия рисунков Павлы Гайдошиковой «Я начинаю с угла». Художница переехала в новую квартиру и решила освоить ее, зарисовывая пока еще необжитое пространство метр за метром. Квартиру она обжила и к тому же сделала потрясающее открытие: уют создают не дизайнерские обои, а банальные коробки чистящих средств или губки для чистки раковины.
В российской традиции воспевание продуктов также явно преобладает над их критикой. Вспомним, насколько роскошными вышли павильоны ВДНХ и сколь безрадостен наш поп-арт. Но наши братья-славяне, кажется, уже дожили до того, что могут с иронией запечатлевать ряды туфель в обувном магазине и черных платьев в бутиках.